Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнекатарачская основная общеобразовательная школа»
(МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»)
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол от 28.08.2024 № 1
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора
МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»
_________ Е.В. Поротникова
28.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Рисование. Изобразительное искусство.»
для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
д. Нижний Катарач, 2024 год
Программа учебного предмета « Рисовапние. Изобразительное искусство»
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование. Изобразительное
искусство» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Настоящая программа составлена на 34 учебные недели (1 часа в неделю) в
соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является
программой базового уровня обучения.
Цель программы: Способствовать формированию эмоционально-положительного
отношения к изобразительной деятельности и ее результатам (радоваться красивым
предметам и изображениям, яркому, красивому сочетанию цветов, ритмичному
чередованию форм и красок);
Задачи программы:
Коррекционно-образовательные:
- формировать и развивать умения и навыки изобразительной деятельности, их
применение для решения практических задач;
- учить выдерживать последовательность усложнения объектов изображения;
Коррекционно-развивающие:
- развивать художественный вкус: умение отличать «красивое» от «некрасивого»,
понимание красоты, как ценности;
- развитие умений воспринимать и изображать предметы, анализировать,
вычленять из совокупности признаков предмета самые важные;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание потребности в художественном творчестве;
1.
2.
3.
4.
5.
Основные направления коррекционной работы
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие основных мыслительных операций;
Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
6.
Обогащение словарного запаса;
7.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
8.
Коррекция отклонений в поведении и нравственном развитии.
9.
Ориентировка в задании (анализировать объект, условия работы).
10.
Предварительное планирование, ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления
поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения).
11.
Самоконтроль своей работы (определять правильность действий и результатов, оценивать рисунок).
Сведения об обучающихся
Данная программа разработана для детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1.
Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого)
органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной
неполноценности применимо к разнообразной группе детей.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и
характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный
процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для
оптимистического прогноза.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается
качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
оказывается чувственная ступень познания — ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается неточность и
слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к
затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде.
Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь
ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной
работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают
качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы. Педагогические
условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи
коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с
развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося.
Принципы и подходы построения программы
В основу программы для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие
принципы:
2
- принцип государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и
расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической
деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практикоориентированных задач;
- принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений
(правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
- принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между
отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
- принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных
достижений;
- принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и
приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей
освоения содержания данного предмета, возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
3
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Деятельностный подход обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых
предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые
обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Межпредметные связи
Чтение:
- применять умения и навыки чтения на занятиях по изобразительному искусству;
Русский язык:
- применять умения и навыки грамотного письма на занятиях по изобразительному искусству;
Математика:
- различение предметов по цвету.
- ориентация на листе бумаги.
- знание единиц длины, геометрических фигур.
- построение фигур по заданным параметрам.
Мир природы и человека:
- правильно называть предметы, явления, признаки;
- анализировать иллюстрации, делать выводы;
Речевая практика:
- выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;
- называть предметы и соотносить их с картинками;
- употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников;
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; восприятие на слух сказок и рассказов;
- отвечать на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения;
- принимать участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
4
Физкультура:
- знание основных правил поведения на занятии, соблюдение режима труда и отдыха,
активное участие в физкультминутках.
Ручной труд:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать,
сохранять порядок на рабочем месте в течении урока и убирать по окончании занятий;
Общая характеристика предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, воспитание
гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В
основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Связи искусства с жизнью человека, роль
искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень
курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного
материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса изобразительному искусству, способности углубления в себя,
осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна
быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение
художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному восприятию —
основе эстетической отзывчивости.
Организация учебного процесса
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов,
индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание
программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение
интеллектуального уровня обучающихся. Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения,
Основные типы уроков по ФГОС:
урок изучения нового материала;
урок рефлексии (закрепление);
урок систематизации знаний (повторение, обобщение);
урок развивающего контроля;
комбинированный урок (может сочетать в себе несколько типов уроков и форм проведения).
5
Формы и методы обучения, используемые на уроке
Формы:
фронтальный опрос;
работа в парах;
групповая работа;
индивидуальная работа;
игра;
самостоятельная работа;
коллективная работа.
Методы:
словесный метод (беседа, рассказ, объяснение, демонстрация);
наглядный метод;
частично-поисковый метод (исследовательский);
практический метод (устные, письменные упражнения, проекты, с/р);
метод проблемного обучения;
графический;
метод проверки и оценки ЗУН
Для поощрения трудовых достижений предпочтительнее использовать мотивационную шкалу «хорошо - очень хорошо отлично». При этом принимается во внимание не конечный результат работы, а продвижение ребёнка в трудовых умениях на данный
момент, тем самым мотивируется любая его попытка участвовать в работе.
Место учебного предмета в учебном плане
Продолжительность изучения предмета во 2 классе составляет 34 учебные недели по 1 ч в неделю.
№
Тема раздела
1. Я и мой рисунок.
2. Человек, как ты его видишь?
3
Наступила красавица-зима.
4
Любимые домашние животные.
5
Дымковская игрушка, как её делают?
6
Птицы в природе и изображении.
7
Форма разных предметов.
8
Красивые разные цветы.
Итого:
8
четверть
2
1
3
5
4
2
2
2
1
11ч.
-
8ч.
3
8ч.
-
7
7ч.
4
Итого
8
3
5
4
2
2
2
8
34ч.
Планируемые результаты изучения предмета
Совокупность личностных, предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся. Личностные
результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико6
ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность
7
мотивации к обучению и познанию.
Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
1.
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной
частей;
3.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся развивающемся мире;
6) Владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7)
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8)
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
9)
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
10)
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
11)
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
12)
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13)
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
14)
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Предметные результаты включают освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями) специфические умения, знания и навыки для каждой предметной области деятельности по получению нового знаний и
степень самостоятельности в его применений в практической деятельности.
Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с интеллектуальными нарушениями предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не допускает сравнения его с другими детьми. АООП
определяет два уровня овладения предметными результатами:
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Он фиксируется в рабочих
программах по предметам и курсам с ориентацией на всех обучающихся класса. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня
отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту
программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или
8
большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести
ученика на обучение по индивидуальному плану или на обучение по СИПР АООП (вариант 2).
Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью, но является ориентиром, к которому следует стремиться.
Уровни освоения предметных результатов
Учебная
дисциплина
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Рисование.
- правильно сидеть за партой, располагать альбомный лист на парте,
- названия и назначение
придерживая
его
рукой,
держать
при
рисовании
карандаш,
кисть;
художественных материалов,
Изобразительное
-ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа
инструментов и принадлежностей;
искусство
бумаги;
-рисовать сразу кистью, пятном, без
-подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее предварительного изображения карандашом;
место;
- знать правила работы с краской,
-проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии,
пластилином (глиной), карандашом;
соединять линией точки не вращая лист бумаги;
-знать строение изображаемых объектов:
-знать и различать основные цвета, которыми окрашены предметы или
части тела человека, части дома, дерева и
их изображения;
т.д.
-раскрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры.
Базовые учебные действия (БУД)
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной
мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности.
На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое
внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом
определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Функции базовых учебных действий:
* обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
* реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
* формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
* обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Содержание учебного предмета
Программа состоит из следующих блоков: « «Я и мой рисунок», «Человек, как ты его видишь?», «Наступила
9
красавица-зима», «Любимые домашние животные», «Дымковская игрушка», «Птицы в природе и изображении», «Форма разных
предметов». Продолжается работа, начатая в первом классе над:
обучением композиционной деятельности;
развитием у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию;
развитием восприятия цвета предметов и формированием умений передавать его в живописи;
обучение восприятию произведений искусства.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
• рисование с натуры и по образцу (готовому изображению), по памяти, по представлению и по воображению; рисование на
заданные темы, декоративное рисование;
• лепка объёмного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, по воображению; лепка на
тему; лепка декоративной композиции;
• выполнение аппликаций без фиксации изображений на изобразительной плоскости («подвижная» аппликация); с фиксацией
изображения на изобразительной плоскости с помощью клея с натуры и по образцу, по представлению, по воображению; выполнение
сюжетного и декоративного изображения в технике аппликации;
• проведение беседы с учащимися о содержании рассматриваемой репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки,
произведения народного творчества.
Работа с натурой является ведущей и в лепке, и в рисовании, и при составлении аппликации. Школьники учатся приёмам
исследования предмета для более точного его изображения. Для развития у детей умения анализировать, вычленять из совокупности
признаков предмета самые важные для передачи сходства с натурой при её изображении рекомендуется использовать приём совместного
поэтапного изображения. Учитель рисует на доске предмет, затем уча- щиеся рисуют этот предмет на листах бумаги (или в альбомах)
- так называемый «графический диктант». Этот приём можно использовать как после поэтапного рассматривания натуры, так и до него.
Во втором классе на всех уроках по изобразительному искусству надо давать детям большую самостоятельность самовыражения, учить
проводить само и взаимоанализ работ.
Для формирования графического образа таких сложных объектов, как человек, животное, дерево, дом, в программе рекомендуется
сочетать работы в определённой последовательности. Например, наблюдение, лепка, аппликация, рисунок.
Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах:
а) составление «подвижной» аппликации, где части целого объекта или композиции не приклеиваются на изобразительную плоскость
(лист бумаги). Предоставляется возможность передвигать их, чтобы наглядно показать последовательность операций при составлении
композиции, правильное и ошибочное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре
листа, сбоку, слишком высоко или низко;
б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы
аппликации готовятся или учителем, или учащимися).
В композиционной деятельности, нужно учить детей устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой
10
целью учителю предлагается широко использовать методики работы с «подвижной» аппликацией, с правильными и ошибочными
изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые учитель заранее проставляет в тетради.
Работа над декоративной композицией при составлении полоски орнаментального узора развивает у детей чувство ритма, цвета,
формы, величины элементов: Работа над тематической композицией начинается с формирования умений графически изображать такие
объекты, как, например, дерево, дом, человек. В программном содержании от 1 к 4 классу характер задании постепенно усложняется и
сочетания видов работ для совершенствования графических образов объектов становятся более разнообразными. Развитие у учащихся
умений воспринимать и изображать предметы, передавая в рисунке сходство с натурой, осуществляется с учетом особенностей
развития познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.
Ведущими видами работы в этом направлении являются лепка - аппликация - рисунок в названной последовательности. В
лепке ребёнок воссоздает объемные части и соединяет их в целое объёмное изображение. Аппликация является переходным этапом от
объёмного к плоскостному изображению - рисунку. С помощью лепки и аппликации ребёнок не только осознаёт наличие частей в
предмете, но и определяет их место в его конструкции, их соединения в целом, т. е. осознаёт структуру объекта. После лепки и работы
над аппликацией ребёнку легче понять приемы изображения предмета. Одна из задач учителя при подборе натуры или образцов для
воспроизведения - выдержать последовательность усложнения объектов изображения. Сначала предлагаются объекты с простой формой,
затем они постепенно усложняются: сначала шарик, флажок, матрёшка, лист сирени, затем изображение более сложных листьев и
веточек, таких, как акация, крапива, и таких объектов со сложной формой, как дерево, человек, дом, животные. Работа над объектами,
которые являются основными в сюжетном изображении (человек, дерево, дом), ведётся с усложнением задач на протяжении всего
обучения. Учитывая трудности, которые испытывают дети с нарушением интеллекта при обучении изобразительному искусству, следует
всегда положительно оценивать их работы. Несмотря на зависимость детей от помощи учителя, необходимо побуждать их к
самостоятельной деятельности к проявлению творчества. С этой целью нужно показывать им разнообразные формы предметного мира,
композиций, что будет препятствовать образованию стереотипов изображения, характерных для этой категории детей.
В разделе работы над развитием цветовосприятия учащихся и формированием у них умений работать красками важно в первую
очередь уделить внимание обучению детей правильно организовывать своё рабочее место, пользоваться красками и кистью. Знакомство
детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности: Здесь
первостепенную роль играет демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета. Среди приёмов обучения цветовосприятию наиболее
важными следует считать метод сравнения, метод демонстрации отдельных этапов изображения или действий с красками и кистью, метод
совместных действий учителя и учеников.
Обучение восприятию произведений искусства начинается с формирования умения рассматривать картину, иллюстрацию, предмет
народного творчества. На занятиях во 2 классе рекомендуется рассматривать 2-3 объекта.
Сначала дети учатся называть изображённые на картине предметы, их признаки, действия, затем - устанавливать
11
различные связи, отражённые в изображении (временные, причинноследственные и др.). Важно добиться, чтобы дети не просто смотрели
на демонстрируемые объекты, нужно научить их рассматривать картину, понимать ее содержание, сходство с реальностью,
высказывать свое отношение к изображённому.
На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся. Предложенный в программе
речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в практической деятельности и в беседах по
изобразительному искусству. Раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года можно отводить на уроке по 5-10 мин для
проверки накопленного лексического материала.
Материально-техническое обеспечение
Специальное оборудование:
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, карточки с заданиями по устной речи);
Цифровые информационные источники;
Магнитная доска
Демонстрационные пособия для изучения.
Объекты, предназначенные для демонстрации.
Информационно-методическое обеспечение
1.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19 декабря 2014 г.
№1599 Министерства образования и науки Российской Федерации.
2.
Адаптированная основная образовательная программа школы
3.
Рау М. Ю., Зыкова М. А. Изобразительное искусство: учеб. для 2 кл. образовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы–М.: Просвещение, 2018.-111с. ISBN:978-5-09-051-063
Учебно – тематический план
предмета «Изобразительное искусство», 2 класс (34ч)
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
1
2
3
4
5
6
7
Я и мой рисунок.
Человек, как ты его видишь?
Наступила красавица-зима.
Любимые домашние животные.
Дымковская игрушка, как её делают?
Птицы в природе и изображении.
Форма разных предметов.
8
3
5
4
2
2
2
Виды и количество
практических и т.д.
вид
Творческая работа
контрольных,
количество
1
Самостоятельная работа
1
Самостоятельная работа
1
12
самостоятельных,
8
Красивые разные цветы.
Всего:
8
34ч
Творческая работа
1
4
Календарно – тематический план
учебного предмета «Изобразительное искусство», 2 класс, 34ч
№
п/п
№
Тема урока
Всего часов
Всего
Контрольные
работы
1 четверть
Практические
работы
Коррекционноразвивающий
компонент
Планируемые
результаты
Развитие
познавательной
деятельности.
Научатся
наблюдать за
предметами
окружающего
мира,
сравнивать.
Отвечать
на
вопросы
по
теме,
воспринимать
информацию.
Передавать
форму в лепке,
затем
на
рисунке.
Передавать
форму, размер,
цвет
предметов.
1
1
Блок «Я и мой рисунок»
Экскурсия «Здравствуй осень золотая!»
1
2
2
Беседа «Что нужно знать о цвете и изображении в
картине»
1
Развитие
познавательной
деятельности.
3
3
Вспоминаем лето. Ветка с вишнями.
1
Развитие
познавательной
деятельности
4
4
Рисунок «Съедобные грибы»
1
Развивать
мелкую
моторику.
13
5
5
Корзинка с грибами.
1
Развивать
мелкую
моторику.
Изображение
нескольких
предметов.
6
6
Беседа о художниках и их картинах.
1
Развитие
творческих
возможностей.
7
7
Тёмный и светлый фон. Рисунок зайца.
1
Развитие речи.
8
8
1
Развитие
творческих
возможностей.
Отвечать
на
вопросы
по
теме,
воспринимать
информацию.
Работать
по
плану.
Научатся
выполнять на
картине
фон
(светлый или
тёмный)
9
1
10
.2
11
3
12
1.
Изображение фона на картине. Рисунок «Небо.
Туча»
Блок «Человек, как ты его видишь?»
Фигура
человека в движении.
1
Беседа о художниках и их картинах.
Лепка человека
1
Рисунок «Мама в новом платье»
Блок «Наступила красавица-зима.
Лепка «Снеговик» . Рисунок «Снеговик во дворе»
2 четверть
1
1
14
Развитие
логического
мышления.
Рисование
по
шаблону.
Развитие мелкой Научатся
моторики.
выполнять
предметы
сложных форм
из пластилина.
Развитие памяти, Работать
внимания.
самостоятельно
.
Развитие
Рисунок «белое
логического
на тёмном» или
13
2
Аппликация и рисунок «В лесу зимой»
1
14
3
Рисунок «Петрушка»
1
15
4
Аппликация «Хоровод»
1
16
5
Аппликация «Петрушка на празднике»
1
Блок «Любимые домашние животные»
Рисунок «Собака»
2
3
Беседа «Разные породы кошек»
Лепка «Кошка»
1
20
4
Рисунок кошки.
1
21
5
Аппликация «Мишка»
1
Блок «Дымковская игрушка, как её делают?»
Лепим барыню
2
1718
19
2223
24
1-2
1-2
.
1
Блок «Птицы в природе и изображении»
Рисунок «Птичка»
3 четверть
3 четверть
1
15
мышления.
Развитие
логическогоя
Развитие мелкой
моторики,
воображения,
речи.
Развитие
самостоятельнос
ти.
Развитие мелкой
моторики.
наоборот.
Панорама.
Выставка
работ.
Панорама.
Практическая
работа.
Развитие мелкой Рефлексия
моторики
учебной
деятельности.
Развитие речи, Рефлексия
мелкой
учебной
моторики.
деятельности.
Развитие речи, Самоанализ
мелкой
деятельности.
моторики.
Развитие мелкой Рефлексия
учебной
моторики.
деятельности.
Развитие мелкой Работа с новой
моторики.
информацией.
Развитие мелкой
моторики, речи.
Составление
рассказа
птице.
о
25
1
Блок «Формы разных предметов»
Аппликация «Ваза»
1
26
2
27
3
Весна. Скворец на ветке (аппликация
обрывной бумаги)
Рисунок «Ваза». Рисунок «Ваза с цветами»
из
1
1
2829
1-2
30
3
31
4
Аппликация «Ваза с цветами»
1
32
5
Рисунок «Кактус»
1
33
6
Аппликация «Открытка к празднику»
1
34
7
Рисование по описанию «Весной в парке»
1
Блок «Красивые разные цветы»
Беседа
«Цветы
в
работах
художников»
Рисунок «Подснежник»
известных
Аппликация «Подснежник»
Составление
рассказа
о
птице.
Развитие
Понятия
о
мышления. Речи. разных формах.
с
Развитие мелкой Рисование
моторики,
натуры.
речевого запаса.
Развитие мелкой
моторики.
2
Развитие устной
речи,
обогащение
словарного
запаса.
Научатся
беречь
природу.
1
и
Коррекция
развитие
зрительного
и
восприятия
узнавания
и
Коррекция
развитие
зрительного
восприятия.
Развитие
внимания.
Развитие мелкой
моторики.
Передавать
форму,
величину, цвет,
беречь
природу.
Композиция.
16
Развитие
Рисование
с
натуры.
Научатся
выполнять
работу
самостоятельно
.
Рефлексия.
Общее количество часов по программе
самостоятельнос
ти
34
17
Диагностика.