МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнекатарачская основная общеобразовательная школа»
(МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»)
РАССМОТРЕНА
на заседании
педагогического совета
(протокол от 30.08.2024 № 1)
УТВЕРЖДЕНА
приказом
МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»
от 30.08.2024 № 3008-6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ЧТЕНИЕ»
для обучающихся 6 класса
Нижний Катарач, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа «Чтения» составлена на основании следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014
г. №1599.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вариант1.
- Учебно-методический комплекс ОУ.
- Учебный план ОУ.
- Учебник – Чтение 6 класс, С.Ю.Ильина, Т.М.Головкина. Москва,
«Просвещение», 2023г.
Цель изучения предмета: Развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи:
- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
- развитие положительных качеств и свойств личности.
Общая характеристика учебного предмета
Основной формой организации процесса обучения чтению является урок.
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная
работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Успех обучения чтению, во многом зависит от тщательного изучения учителем
индивидуальных особенностей каждого ребенка класса.
Рабочая программа чтения включает следующие разделы и соответствующие
программы: обучение грамоте, развитие устной речи на основе изучения предметов
и явлений окружающей действительности.
Техника чтения
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками,
со стечением согласных, с разделительными «ь» и «ъ» знаками.
Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению
целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками
препинания.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием
2
иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на
вопросы; элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным
переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение
их перед классом.
Обучающийся должен знать:
• наизусть 6-8 стихотворений Внеклассное чтение
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в
чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается.
Умственно-отсталые дети трудно воспринимают биографические данные
писателей, представленные даже в упрощенном варианте. В исторических
произведениях трудно воспринимаются описываемые события, но не всегда
понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного
факта, поступка героя.
На уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их
мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно,
правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко
второстепенных героев; давать им характеристику, адекватно оценивать их действия
и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения;
делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Внеклассное чтение
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и
журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем
форме. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких
отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя,
называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом предмет Чтение (Литературное чтение)
входит в предметную область «Язык и речевая практика»
6 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в год.
3
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые предметные результаты
Достаточный уровень:
— правильное и плавное чтение целыми словами в темпе, приближенном к
темпу устной разговорной речи (в том числе и сложных по звуко-слоговой структуре
и значению слов после предварительной отработки);
— чтение с соблюдением знаков препинания в конце предложений;
использование интонации, соответствующей знакам препинания в конце
предложений;
— самостоятельные ответы на вопросы по содержанию текста;
— словесное иллюстрирование отдельных отрывков текста (под руководством
учителя);
— составление элементарной характеристики героя с использованием опорных
слов;
— определение основной мысли с помощью учителя и подтверждение её
отрывками из текста;
— деление текста на части по предложенному плану;
— полный пересказ текста по предложенному словесно-логическому плану и
выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию;
— коллективное словесное иллюстрирование отдельных отрывков текста с ясно
выраженной фабулой (с помощью наводящих вопросов учителя);
— заучивание наизусть 6—8 стихотворений.
Минимальный уровень:
— правильное и плавное чтение целыми словами (чтение по слогам сложных по
звуко-слоговой структуре и значению слов);
— ответы на вопросы с помощью учителя;
— определение основной мысли с помощью учителя в том случае, когда она
прямо сформулирована в тексте;
— полный и выборочный пересказ несложных по содержанию и структуре
текстов (отрывков из них) с опорой на картинный план и на водящие вопросы
учителя;
— заучивание наизусть небольших по объёму стихотворений или отрывков из
них (количество заучиваемых стихотворений учитель определяет с учётом
индивидуальных возможностей учащегося).
В процессе выполнения учащимися заданий по прочитанному тексту
проводится оценка следующих личностных результатов:
Достаточный уровень:
— выражение своего отношения к поступкам героев и объяснение их;
4
— определение (с помощью учителя) причины поступков героев и
элементарная оценка;
— определение (с помощью учителя) отношения автора к героям и их
поступкам;
— понимание эмоционального состояния героя произведения и установление
причин его переживаний.
Минимальный уровень:
— элементарная оценка поступков героев произведений;
— определение своего отношения к героям и их поступкам.
Содержание тем учебного предмета ЧТЕНИЕ (Литературное чтение) в 6
классе
Давайте читать (11 ч.). Н.Найдёнова. «Мой друг»; биографические сведения о
М.Горьком; М.Горький. «В людях» (в сокращении); С.Чёрный. «Люся и дедушка
Крылов» (в сокращении); Э.Фонякова. «Где учительница?» (отрывок); «Робинзон
Крузо» (в сокращении) (из книги «Хлеб той зимы»); Б.Заходер. «Товарищам детям».
Школьная страна (8 ч.) М.Дружинина. «Звоните, вам споют!»; Н.Волкова.
«Сочинение на свободную тему»; Л.Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой»;
А.Барто. «Звонки».
Круглый год. Осень (9 ч.) Обряды и обрядовые песни; «Жали мы, жали…»
(осенняя обрядовая песня); В.Гаршин. «Лягушка-путешественница» (в сокращении);
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»; В.Бианки. «Осень. Октябрь» (из
сказки-рассказа «Синичкин календарь»); С.Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…»;
Н.Сладков. «И грустно и радостно».
Истоки мудрости (13 ч.) «Жадная старуха» (русская народная сказка в
обработке А. Афанасьева); «Как мужик со спесивым паном пообедал» (украинская
народная сказка); «Кот и лиса» (русская народная сказка в пересказе А.Толстого);
И.Крылов. «Ворон и Лисица «Стрекоза и Муравей»; К.Паустовский. «Сказки
Пушкина»; А.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»; К.Бальмонт. «У чудищ».
Наша Родина (9 ч.) «Как пойду я на быструю речку…» (русская народная
песня); Ю.Яковлев. «Мама» (из книги «Моя Родина»); М.Матусовский. «С чего
начинается Родина?»; К.Паустовский. «Собрание чудес» (в сокращении); Е.Пермяк.
«Сказка о большом колоколе»; П.Синявский. «Рисунок».
Круглый год. Зима (9 ч.) «Пришла коляда…» (колядка); С.Чёрный.
«Серебряная ёлка»; А.Фет. «Мама! Глянька из окошка…»; А.Барков. «Почему ель
зимы не боится?»; А.Пушкин. «Опрятней модного паркета…»; В.Бианки. «Снежная
книга»; С.Есенин. «Пороша»; Г.Снегирёв. «Бабочки на снегу».
Среди людей (12 ч.) Как вечерние семейные сказки стали книгами (Д.МаминСибиряк, А.Линдгрен); А.Алексин. «Самый счастливый день»; А.Плещеев
5
«Внучка»; В.Осеева. «Бабка» (в сокращении); А.Барков. «Когда распускаются
подснежники»; В.Сухомлинский. «Скажи человеку «здравствуйте».
О мастерах и мастерицах, о труде и трудолюбии (8 ч.) «Как относиться к
своей работе» (притча); Е.Пермяк. «Маркел-Самодел и его дети»; «Гвоздь из
родного дома» (шведская народная сказка в обработке А.Петрова); М.Зощенко. «Кто
ваши родители?»; «Айога» (нанайская народная сказка); В.Осеева.«Злая мать и
добрая тётя».
Защитники Отечества (9 ч.) С.Алексеев «Рассказы о Суворове и русских
солдатах» (отрывок); «Первый бой Ильи Муромца» (былина); С.Алексеев. «Идут
солдаты, ведут разговор»; А.Фатьянов. «Как становится тихо у переднего края…»;
А.Митяев «Щеглы для флота»; М.Исаковский. «У самой границы»; А.Барков.«Кот в
сапогах».
Люби всё живое (13 ч.) Г.Скребицкий. «Сиротка»; К.Паустовский. «Заячьи
лапы»; В.Астафьев. «Капалуха» (в сокращении); А.Дмитриев. «Бездомная кошка»;
Н.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка» (в сокращении); Ю.Яковлев. «Лебедь
Борька»; В.Сухомлинский. «Для чего говорят «спасибо».
Круглый год. Весна (8 ч.) «Масленица зиму замыкает, Весну Красну
приглашает!» (русская народная песня); «Жаворонки, жавороночки!..» (веснянка);
Н.Сладков. «Воробьишки на весна» (отрывок); Е.Баратынский. «Весна! Как воздух
чист!»; Э.Шим. «Дятел, зайцы и Медведь»; Ф.Тютчев. «Весенние воды»; Н.Сладков.
«Барсук и Медведь».
«Никто не забыт, ничто не забыто…» (11 ч.) С.Маршак. «Мальчик из села
Поповки»; С.Алексеев. «Подвиг Дубосеково»; Ю.Коринец. «Неизвестный солдат»;
Б.Лавренёв. «Большое сердце» (в сокращении); «Константин Симонов» (статья) К.
Симонов. «Сын артиллериста»; В.Орлов «Салют».
Круглый год. Лето (9 ч.) «Ой, Купаленка…» (русская народная обрядовая
песня); В. Белов. «Радуга» (отрывок); Е.Благинина. «Радуга»; Г.Скребицкий.
«Лесное эхо»; И. Бунин. «На пруде»; Н.Сладков. «Непослушные малыши»
(отрывок); «Сердитые голоса» (из книги «Сорочьи тараторки»).
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного
творчества: малые формы (пословицы, песни) и сказки. Художественные
произведения в жанрах авторской сказки, рассказа, стихотворения, басни. Статьи
познавательного характера о писателях и поэтах — авторах читаемых произведений;
традиционных обрядах и праздниках русского народа.
Самостоятельное чтение. Чтение коротких стихотворений и не больших по
объёму произведений с простым сюжетом (произведения, представленные в рубрике
«Читай самостоятельно»). Ответы на представленные к текстам вопросы.
6
Навык чтения
Правильное, осознанное, плавное чтение целым словом с постепенным
переходом к чтению группами слов (словосочетаниями) в соответствии с нормами
орфоэпии. Учащиеся, которые обнаруживают минимальный уровень владения
предметными результатами, читают по слогам с переходом на чтение целыми
словами. Выразительное чтение с опорой на авторские ремарки (после
предварительного анализа). Соблюдение интонации, соответствующей знакам
препинания в конце предложений. Соблюдение пауз между однородными членами
предложения; частями сложного предложения. Отработка логических ударений.
Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после
предварительного анализа с выполнением различных заданий.
Работа с текстом
Анализ текста по вопросам учителя и представленным после текстов.
Определение темы произведения и соотнесение её с заголовком. Коллективное
определение основной мысли произведения (под руководством учителя и в тех
случаях, когда она является достаточно прозрачной и однозначной).
Словесное иллюстрирование. Полный, выборочный и краткий пересказ текста
по предложенному плану.
Деление текста на части по предложенному плану. Коллективное
озаглавливание отдельных частей текста. Подбор отрывка, подходящего по
содержанию к иллюстрации.
Составление рассказа с опорой на иллюстрацию. Чтение по ролям.
Выбор слов из ряда предложенных для описания характера героя. Оценка
характера героя на основе анализа его поступков (с помощью учителя). Определение
черт характера героя с опорой на текст. Составление элементарной характеристики
героя с опорой на план иллюстративный материал. Нахождение в тексте незнакомых
слов. Объяснение значения отдельных слов и смысла выражений с опорой на
контекст и наглядность.
Нахождение в тексте слов, характеризующих описываемое событие или героя.
Выбор и объяснение образных выражений с помощью учителя и опорой на
наглядный материал.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг русских классиков и
современных отечественных и зарубежных писателей; народных и литературных
сказок. Индивидуальное ведение дневников внеклассного чтения.
Основной формой организации деятельности детей являются уроки классного
и внеклассного чтения.
7
Тематическое планирование
13
9
Количество часов
Теоретических
Внеклассное
чтение
11
89
1
9
13
9
1
9
12
1
8
1
9
10
9
14
9
9
8
13
1
1
1
136
129
7
№
Темы
Всего
1
2
3
4
5
6
7
8
Давайте читать
Школьная страна
Круглый год. Осень
Истоки мудрости
Наша Родина
Круглый год. Зима
Среди людей
О мастерах и мастерицах, о
труде и трудолюбии
Защитники Отечества
Люби всё живое
Круглый год. Весна
«Никто не забыт, ничто не
забыто»
Круглый год. Лето
Всего
11
8
9
10
11
12
13
Описание
процесса
13
10
материально-технического
обеспечения
образовательного
Материально-техническое обеспечение соответствует общим и особым
образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Организованно пространство, в котором осуществляется реализация АООП;
организации временного режима обучения; техническим средствам обучения;
специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам,
компьютерным инструментам обучения.
Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствует общим
требованиям, предъявляемым к организациям, в области:
- соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной
деятельности;
- обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых
условий;
- соблюдения пожарной и электробезопасности;
- соблюдения требований охраны труда;
- соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и
8
капитального ремонта и др.
Временной режим образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (учебный год, учебная неделя, день)
установлена в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об
образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а так же
локальными актами общеобразовательной организации.
Технические средства обучения: компьютер, магнитофон.
Учебно-методический комплекс:
- рабочая программа по чтению для обучающихся 6 класса
-Учебник–Чтение 6 класс, С.Ю. Ильина, Т.М. Головкина. Москва,
«Просвещение», 2023г.
Тематическое планирование уроков учебного предмета
«Чтение и развитие речи»
№
№ урока
урока
в курсе
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
6
7
8
7
8
9
9
10
10
11
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1
2
3
4
5
6
7
8
9
21
1
Содержание (тема раздела, уроков)
Дата
Давайте читать – 11ч.
Н. Найдёнова «Мой друг»
Биографические сведения о М. Горьком
М. Горький «В людях» (в сокращении) 1 часть
М. Горький «В людях» (в сокращении) 2 часть
С. Черный. «Люся и дедушка Крылов» (в сокращении) 1
часть
С. Черный. «Люся и дедушка Крылов» (в сокращении) 2
часть
Э. Фонякова «Где учительница?» (отрывок)
Э. Фонякова «Робинзон Крузо» (в сокращении) (из книги
«Хлеб той зимы») 1 часть
Э. Фонякова «Робинзон Крузо» (в сокращении) (из книги
«Хлеб той зимы») 2 часть
Э. Фонякова «Робинзон Крузо» (в сокращении) (из книги
«Хлеб той зимы»).
Пересказ Б. Заходера. «Товарищам детям».
Школьная страна – 8ч.
М. Дружинина. «Звоните, вам споют!» 1 часть
М. Дружинина. «Звоните, вам споют!» 2 часть
М. Дружинина. «Звоните, вам споют!» Работа на текстом.
Н. Волкова. «Сочинение на свободную тему»
Л. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой» 1 часть
Л. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой» 2 часть
Л. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой» 3 часть
А. Барто. «Звонки»
Л. Кассиль «У школьной доски» Внеклассное чтение.
Круглый год. Осень – 9ч.
Обряды и обрядовые песни
9
22
23
2
3
24
4
25
5
26
27
6
7
28
29
8
9
30
1
31
2
32
3
33
4
34
5
35
6
36
37
38
39
40
41
42
43
7
8
9
10
11
12
13
14
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
54
55
56
57
58
1
2
3
4
5
«Жали мы, жали…» (осенняя обрядовая песня)
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» (в сокращении) 1
часть
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» (в сокращении) 2
часть
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» (в сокращении) 3
часть
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»
В. Бианки. «Осень. Октябрь» (из сказки-рассказа «Синичкин
календарь)
С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…»
Н. Сладков. «И грустно и радостно»
Истоки мудрости – 13ч.
Жадная старуха (русская народная сказка в обработке
А.Афанасьева)
Как мужик со спесивым паном пообедал (украинская
народная сказка). 1 часть
Как мужик со спесивым паном пообедал (украинская
народная сказка). 2 часть
Как мужик со спесивым паном пообедал (украинская
народная сказка). Пересказ.
Кот и лиса (русская народная сказка в пересказе А. Толстого)
1 часть
Кот и лиса (русская народная сказка в пересказе А. Толстого)
2 часть
И. Крылов. Ворон и Лисица.
И. Крылов. Стрекоза и муравей.
К. Паустовский. Сказки Пушкина.
А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. 1 часть
А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. 2 часть
А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. 3 часть
К. Бальмонт. У чудищ.
Русские народные сказки. Внеклассное чтение.
Наша Родина – 9ч.
Как пойду я на быструю речку…» (русская народная песня)
Ю. Яковлев. «Мама» (из книги «Моя Родина»)
М. Матусовский. «С чего начинается Родина?» 1 часть
М. Матусовский. «С чего начинается Родина?» 2 часть
М. Матусовский. «С чего начинается Родина?» 3 часть
К. Паустовский. «Собрание чудес»
Е. Пермяк. «Сказка о большом колоколе» 1 часть
Е. Пермяк. «Сказка о большом колоколе» 2 часть
П. Синявский. «Рисунок»
Е. Пермяк. «Сказка-присказка про родной Урал».
Внеклассное чтение.
Круглый год. Зима – 9ч.
«Пришла коляда…» (колядка)
С. Черный. «Серебряная ёлка» 1 часть
С. Черный. «Серебряная ёлка» 2 часть
А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…»
А. Барков. «Почему ель зимы не боится?»
10
59
60
61
62
6
7
8
9
63
1
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
76
77
78
1
2
3
79
4
80
81
82
83
84
5
6
7
8
9
85
1
86
87
88
89
90
91
92
93
2
3
4
5
6
7
8
9
94
95
96
97
98
99
1
2
3
4
5
6
А. Пушкин. «Опрятней модного паркета…»
В. Бианки. «Снежная книга»
С. Есенин. «Пороша»
Г. Снегирёв. «Бабочки на снегу»
Среди людей – 12ч.
Как вечерние семейные сказки стали книгами (Д. МаминСибиряк, А. Линдгрен)
А. Алексин. «Самый счастливый день» 1 часть
А. Алексин. «Самый счастливый день» 2 часть
А. Алексин. «Самый счастливый день» 3 часть
А. Плещеев. «Внучка»
В. Осеева. «Бабка» (в сокращении) 1 часть
В. Осеева. «Бабка» (в сокращении) 2 часть
В. Осеева. «Бабка» (в сокращении) 3 часть
В. Осеева. «Бабка» (в сокращении) 4 часть
А. Баркова. «Когда распускаются подснежники» 1 часть
А. Баркова. «Когда распускаются подснежники» 2 часть
В. Сухомлинский. «Скажи человеку «здравствуй»
Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди». Внеклассное чтение.
О мастерах и мастерицах, о труде и трудолюбии – 8ч.
«Как относиться к своей работе» (притча)
Е. Пермяк. «Маркел-Самодел и его дети»
«Гроздья из родного дома» (шведская народная сказка в
обработке А. Петрова) 1 часть
«Гроздья из родного дома» (шведская народная сказка в
обработке А. Петрова) 2 часть
М. Зощенко. «Кто ваши родители?»
М. Зощенко. «Кто ваши родители?»
«Айога» (нанайская народная сказка)
В. Осеева. «Злая мать и добрая тётя»
А. Мусатов. «Как хлеб на стол пришел». Внеклассное
чтение.
Защитники Отечества – 9ч.
С. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах»
(отрывок)
«Первый бой Ильи Муромца» (былина) 1 часть
«Первый бой Ильи Муромца» (былина) 2 часть
С. Алексеев. «Идут солдаты, ведут разговор»
А.Фатьянов. «Как становится тихо у переднего края…»
А. Митяев «Щеглы для флота»
А. Митяев «Щеглы для флота»
М. Исаковский. «У самой границы»
А. Барков. «Кот в сапогах»
Люби всё живое – 13ч.
Г. Скребицкий. «Сиротка»
К. Паустовский. «Заячьи лапы» 1 часть
К. Паустовский. «Заячьи лапы» 2 часть
К. Паустовский. «Заячьи лапы» 3 часть
В. Астафьев. «Капалуха» (в сокращении)
А. Дмитриев. «Бездомная кошка»
11
100
7
101
8
102
103
104
105
106
107
9
10
11
12
13
14
108
1
109
110
111
112
113
114
115
116
2
3
4
5
6
7
8
9
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
128
129
130
131
132
133
134
135
136
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Н. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка» (в сокращении) 1
часть
Н. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка» (в сокращении) 2
часть
Ю. Яковлев. «Лебедь Борька» 1 часть
Ю. Яковлев. «Лебедь Борька» 2 часть
Ю. Яковлев. «Лебедь Борька» 3 часть
Ю. Яковлев. «Лебедь Борька». Пересказ
В. Сухомлинский. «Для чего говорят «спасибо»
Г. Скребицкий. «Чир Чирыч». Внеклассное чтение.
Круглый год. Весна – 8ч.
«Масленица зиму замыкает, Весну Красну приглашает!»
(русская народная песня)
«Жаворонки, жавороночки!..» (веснянка)
Н. Сладков. «Воробьишкина весна» (отрывок) 1 часть
Н. Сладков. «Воробьишкина весна» (отрывок) 2 часть
Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!»
Э. Шим. «Дятел, зайцы и Медведь»
Ф. Тютчев. «Весенние воды»
Н. Сладков. «Барсук и Медведь»
Э. Шим. «Весна». Внеклассное чтение.
«Никто не забыт, ничто не забыто…» – 11ч.
С. Маршак. «Мальчик из села Поповки»
С. Алексеев. «Подвигу Дубосеково»
Ю. Коринец. «Неизвестный солдат»
Б. Лавренёв. «Большое сердце» (в сокращении) 1 часть
Б. Лавренёв. «Большое сердце» (в сокращении) 2 часть
Б. Лавренёв. «Большое сердце» (в сокращении) 3 часть
Б. Лавренёв. «Большое сердце» (в сокращении) 4 часть
«Константин Симонов» (статья)
К. Симонов. «Сын артиллериста» 1 часть
К. Симонов. «Сын артиллериста» 2 часть
В. Орлов «Салют»
Круглый год. Лето – 9ч.
«Ой, Купаленка…»(русская народная обрядовая песня)
В. Белов. «Радуга» (отрывок)
Е. Благинина. «Радуга»
Г. Скребицкий. «Лесное эхо» 1 часть
Г. Скребицкий. «Лесное эхо» 2 часть
И. Бунин. «На пруде»
Н. Сладков. «Непослушные малыши» (отрывок)
«Сердитые голоса» (из книги «Сорочьи тараторки»)
В. Белов. «Малька провинилась». Внеклассное
чтение
12