Адаптированная рабочая программа 7 класс биология

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнекатарачская основная общеобразовательная школа»
(МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»)

РАССМОТРЕНА
на заседании
педагогического совета
(протокол от 30.08.2024 № 1)

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»
от 30.08.2024 № 3008-6

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Биология»
для обучающихся 7 класса

Нижний Катарач 2024г

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биологии» для учащихся 5 - 9
классов составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 г. № 1599;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
Учебный план ОО.
При разработке рабочей программы были использованы программнометодические материалы:
1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение.
Биология. География/ Т.М. Лифанова и др. – М.: Просещение, 2018. – 310 с.;
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
Изучение природоведения имеет своей целью освоение знаний о
многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы,
воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и
применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с
нарушениями интеллекта.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
формирование элементарных представлений о взаимосвязи между живой и
неживой природой;
формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах,
населении, городах и др.;
формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного
отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями
природоохранительной работы;
формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни
(уход за домашними животными, выращивание комнатных растений и
культурных растений);
формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать
санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.

развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых
используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
работа, работа в парах.
При проведении уроков природоведения предполагается использование
следующих методов:
методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
(словесный, наглядный, практический);
методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности;
методов исследования (наблюдение, анкетирование).
2. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Биология» входит в обязательную часть адаптированной основной
общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и
реализуется в урочной деятельности. Предметная область «Естествознания» по
предмету «Биология».
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально
созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным
словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения
учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в
процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами
познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
В процессе изучения материала у обучающихся развиваются и корригируются
наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение
анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи и зависимости).
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Биология»

входит в образовательную область «Естествознание» и является обязательной
частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Биология» в 7 классе в соответствии с
учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных
недели).
4.Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение двух
видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программой по предмету
«Природоведение» включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные
результаты:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки,
используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для учебного предмета «Природоведение», характеризуют
опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, возможности их применения в практической деятельности и должны
отражать:
1)
формирование интереса к изучению природоведения;
2)
коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения
коммуникации в различных ситуациях общения;
3)
овладение нормами экологического поведения в природной среде,
с сохранением собственного здоровья.
В программе по предмету «Природоведение» предусмотрено два уровня
овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный

уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является
обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.
Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению
образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное
дерево леса); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же
изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни,
понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения,
понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых
объектах по заданию педагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение;
растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе,
правил здорового образа жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего
и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы
одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в
отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными
растениями.

Критерии оценивания предметных результатов
Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и
тестового контроля, направленных на определение уровня освоения темы
учащимися. Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся
требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной
программы;
динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных
действий.
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и
навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически
применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление
ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ,
привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам
исправляет.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении
правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые
ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2
ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и
последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно
подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в
постоянной помощи учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или
наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в
формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые
ошибки, не использует помощь учителя.
Отметка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка практических умений. Оценка умения ставить опыты
Отметка «5» ставится ученику, если: правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а
также работа по закладке опыта; грамотно, доступно описаны наблюдения и
сформулированы выводы.
Отметка «4» ставится, если: правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке

опыта (допускаются 1-2 ошибки); в целом грамотно и последовательно описаны
наблюдения, сформулированы основные выводы.
Отметка «3» ставится, если: правильно определена цель опыта, но подбор
оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью
учителя; допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений,
формировании выводов.
Оценка умений проводить наблюдения
Отметка «5» ставится ученику, если: наблюдение проведено правильно, в
соответствии с заданием; выделены существенные признаки; логично, доступно
оформлены результаты и выводы.
Отметка «4» ставится, если: наблюдение проведено правильно, в
соответствии с заданием; при выделении существенных признаков наблюдаемого
объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении
результатов и выводов.
Отметка «3» ставится, если: допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении
наблюдений; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта
(процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении
результатов и выводов.
Изучение предмета «Биология» направлено на формирование следующих
базовых учебных действий:
Личностные учебные действия
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в
природе;
уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному
имуществу;
проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
оказывать помощь сверстникам и взрослым;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
проявлять бережное отношение к культурно-историческому
товарищей;
наследию родного края и страны. Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале
при установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с
предложением;
использовать в деятельности межпредметные знания для формирования
грамматикоорфографических умений, для решения коммуникативно-речевых
практических задач.
Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования
базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации.
5. Содержание учебного предмета «Биология»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 7 класс
Раздел
Растения вокруг нас
Общее знакомство с цветковыми растениями
Многообразие растительного мира
Итого

Количество часов
3
26
39
68

6. Тематическое планирование 7 класс (68часов)
№
урока

1

2
3

Наименование тем

Растения вокруг нас
Разнообразие растений

Значение растений
Охрана растений
Общее знакомство с
цветковыми
растениями

Основные виды учебной деятельности

Знакомство с разнообразием растений. Культурные,
дикорастущие Травы кустарники, деревья. Чтение
текста учебника. Работа с рисунками. Беседа по
тексту.
Знакомство со значением растений
Знакомство с охраной растений

Кол-во
часов,
отводимых
на
освоение
темы
3
1

1
1
26

4

6

Строение растения.
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа.
Строение цветкового
растения.
Цветок. Строение
цветка.
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа.
Строение цветка.
Виды соцветий.

7

Опыление цветков

8

Плоды. Разнообразие
плодов.

9

Размножение растений
семенами.
Распространение
плодов и семян.

10

Семя. Внешний вид и
строение семени
фасоли.
(Исследовательский
проект.) Инструктаж
по ТБ. Лабораторная
работа. Строение
семени фасоли.
Строение семени
пшеницы. Инструктаж
по ТБ Лабораторная
работа. Строение
семени пшеницы.
Условия прорастания
семян.

5

11

12
13
14
15

Определение схожести
семян.
Правила заделки семян
в почву
Корень. Виды корней.

Знакомство с внешним строением цветкового
растения. Выполнение лабораторной работы.
Работа с натуральными объектами. Чтение текста
учебника. Работа в тетрадях.

1

Знакомство со строением. Выполнение
лабораторной работы. Строение цветкового
растения. Чтение текста учебника.

1

Знакомство с видами соцветий. Работа с
натуральными объектами (соцветиями). Рисование в
тетради многообразие соцветий. Чтение текста
учебника.
Знакомство с особенностями опыления растений.
Чтение текста учебника. Работа по вопросам.

1

1

Знакомство с видами плодов (сочные и сухие).
Работа с натуральными объектами (плоды ). Чтение
текста учебника, Работа в тетрадях.
Знакомство с особенностями размножения растений
семенами. Составления плана ответа по тексту.
Знакомство с особенностями распространения
плодов и семян (саморазбрасывание ветром с
помощью животных и человека). Работа по
карточкам. Чтение текста учебника, работа в
тетрадях.
Знакомство с внешним строением фасоли.
Выполнение лабораторной работы. Работа с
семенами фасоли. Работа в тетрадях.

1

Знакомство со строением семени пшеницы.
Выполнение лабораторной работы. Работа семенем
пшеницы. Работа в тетрадях.

1

Изучения условия прорастания семян. Чтение текста
учебника. Демонстрация опыта «Условия
прорастания семян». Работа по вопросам.
Определение схожести семян. Выполнение
практической работы.
Правила заделки семян. Выполнение лабораторной
работы. Глубина заделки семян.
Знакомство с органами растения - корнем и его
разновидностями. Чтение текста учебника, работа
по вопросам. Работа по таблице.

1

1

1

1
1
1

16

Корневые системы.

17

Значение корня

18

Видоизменения корней

19

Лист. Внешнее
строение листа.

20

Из каких веществ
состоит растение
Образование
органических веществ в
растении.

21

22
23

24
25
26
27
28
29

Испарение воды
листьями
Дыхание растений

Листопад и его
значение
Стебель. Строение
стебля.
Значение стебля в
жизни растения.
Разнообразие стеблей.
Взаимосвязь частей
растений
Связь растения со
средой обитания

31

Многообразие
растительного мира
Деление растений на
группы.
Мхи

32

Папоротники

33

Голосеменные.
Хвойные растения

30

Знакомство с видами корневых систем. Чтение
текста учебника. Работа в тетради (зарисовать
строение корня). Определить его виды.
Определение значения корня в жизни растения.
Чтение текста учебника.
Знакомство с видоизменением корней (корнеплоды,
корнеклубни). Чтение текста учебника.

1
1
1

Знакомство с внешним строением листа.
Разнообразием листьев. Работа с натуральными
объектами. Чтение текста.
Определение, из каких веществ состоит растение.
Демонстрация опыта. Работа по тексту.
Знакомство с тем как образуются органические
вещества растения. Чтение текста учебника.
Демонстрация опыта. Образования органических
веществ.
Знакомство с процессом испарения воды листьями.
Демонстрация опыта «Испарение воды листьями».
Знакомство с процессом дыханием растений.
Демонстрация опыта «Дыхания растений». Работа с
таблицей (Сравнение дыхания листа и образования
органических веществ). Чтение текста.
Определение значения листопад в жизни растения.
Чтения текста учебника. Работа с вопросами.
Знакомство с понятием стебель. Из каких частей
состоит стебель. Работа с текстом учебника. Работа
в тетрадях.
Определение значения стебля в жизни растений.
Демонстрация опыта. Чтение текста учебника.
Знакомство с разнообразием стеблей. Работа по
карточкам. Чтение текста учебника.
Определить взаимосвязь частей растений. Работа с
текстом учебника. Работа в тетрадях.
Знакомство со средой обитания. Определить
значение растения со средой обитания. Чтение
текста учебника.

1

Определить на какие группы делятся растения. План
описания растений. Чтение текста растений.
Знакомство с понятием и видами мхов, строение
мха. Работа с таблицей «Мхи». Работа с текстом
учебника.
Знакомство с особенностями строения, местами
произрастания папоротника. Работа с текстом
учебника. Работа с таблицей «Папоротники».
Знакомство с голосеменными растениями
(хвойными) с особенностями строения и
размножения. Работа с текстом учебника.

1

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
39

1
1
1

34

Покрытосеменные, или
цветковые. Деление
цветковых на классы

35

Злаковые. Общие
признаки злаковых.

36

Хлебные злаковые
культуры

37

Выращивание
зерновых.
Использование злаков в
народном хозяйстве.
Лилейные. Общие
признаки лилейных.

38

39

40

41
42
43
44

45

46
47

Знакомство с покрытосеменными или цветковыми
растениями. Деление на классы: однодольные и
двудольные. Определение отличительных
особенностей однодольных и двудольных. Работа с
текстом учебника.
Знакомство с общими признаками злаковых –
строением стебля, листьев, корней, цветов, плодов.
Работа по таблице «Злаки».
Знакомство с хлебными злаковыми культурами –
пшеницей, рожью, ячменѐм. Работа с рисунками
злаковых. Беседа по тексту.
Способы выращивания зерновых и применение
злаков в народном хозяйстве. Чтение текста
учебника. Работа в тетрадях.

Знакомство с общими признаками лилейных,
строением стеблей, листьев ,корней, цветов, плодов.
Работа по таблице «Лилейные». Чтение текста
учебника. Работа в тетрадях.
Цветочно –
Знакомство с цветочно – декоративными
декоративные лилейные растениями из семейства лиловые – лилия,
тюльпаны, хлорофитум. Работа с текстом учебника,
с гербариями. рисунками.
Овощные лилейные
Знакомство с растениями из семейства лиловые –
луком и чесноком. Работа с натуральными
объектами, с текстом учебника, вопросами.
Выполнение лабораторной работы.
Дикорастущие
Знакомство с дикорастущими лилейными
лилейные. Ландыш.
растениями – ландыш. Работа с текстом учебника,
вопросами.
Пасленовые. Общие
Знакомство с общими признаками пасленовых:
признаки пасленовых.
строением стебля, листьев, корней, цветов, плодов.
Работа по таблице «Пасленовые». Работа в тетрадях.
Дикорастущие
Знакомство с дикорастущим растением из семейства
пасленовые. Паслен.
пасленовые – с чѐрным пасленом. Строение паслена
чѐрного. Работа с текстом учебника.
Овощные и
Знакомство с особенностями строения, роста и
технические
развития овощных и технических пасленовых –
пасленовые. Картофель. картофелем. Выполнение лабораторной работы.
Работа с текстом учебника, рисунками.
Выращивание
Знакомство с выращиванием картофеля.
картофеля
Приѐмыухода за картофелем. Работа в тетрадях.
Чтение
текста учебника.
Овощные пасленовые.
Знакомство с особенностями строения, роста и
Томат.
развития овощных пасленовых – томатом. Работа с
текстом учебника, рисунками.
Овощные пасленовые.
Знакомство с особенностями строение, роста и
Баклажан и перец.
развития овощных пасленовых – баклажаном и
перцем. Работа с текстом учебника, рисунками.

1

1
1
1

1

1

1
1
1
1

1

1
1

48
49

Цветочно –
декоративные
пасленовые
Бобовые. Общие
признаки бобовых.

50

Пищевые бобовые
растения.

51

Фасоль и соя – южные
бобовые культуры.

52

Кормовые бобовые
растения.

53

Розоцветные. Общие
признаки розоцветных.

54

Шиповник – растение
группы розоцветных.
Плодово-ягодные
розоцветные. Яблоня,
груша, вишня, персик,
абрикос.
Плодово-ягодные
розоцветные. Малина,
земляника.
Сложноцветные.
Общие признаки
сложноцветных.

55

56
57

58

59

60

61

Пищевые
сложноцветные
растения.
Подсолнечник.
Календула и бархатцы –
однолетние цветочнодекоративные
сложноцветные
Маргаритка и георгин –
многолетние цветочнодекоративные
сложноцветные.
Перевалка и пересадка
комнатных растений.

Знакомство с цветочно - декоративными
паслѐновыми. Выполнение практической
работы.Чтение текста учебника.
Знакомство с общими признаками бобовых.
Строение стебля, листьев, корней, цветов, плодов.
Работа по таблице « Бобовые». Строение гороха
посевного. Работа с текстом учебника.
Знакомство с пищевыми бобовыми растениями.
Выполнение практической работы. Работа с текстом
учебника.
Знакомство с особенностями строения, роста и
развития южных бобовых культур – фасоли и сои.
Работа с тексом учебника, с рисунками.
Знакомство с особенностями строения роста и
развития кормовых бобовых культур. Работа с
текстом ученика, рисунками.
Знакомство с общими признаками растений из
семейства разноцветных: строением стебля, листьев,
корней, цветов, плодов. Работа с таблицей
«Разноцветные». Работа с текстом.
Знакомство с особенностями строения, признаками
растений из семейства розоцветные – шиповник.
Знакомство с особенностями строения, роста и
развития плодово-ягодных розоцветных яблони ,
груши вишни, персика, абрикоса. Работа с текстом
учебника, рисунками.
Знакомство с особенностями строения, роста и
развития плодово-ягодных розоцветных – малиной,
земляникой. Работа с текстом учебника, рисунками.
Знакомство общими признаками растений из
семейства сложноцветные: строением стебля,
листьев, корней, цветов, плодов. Работа по таблице
«Сложноцветные». Чтение текста учебника, работа в
тетрадях.
Знакомство с особенностями строения, роста и
развития подсолнечника. Работа с текстом учебника,
рисунками.

1
1

1
1
1
1

1

1
1

1

1
Знакомство с особенностями строения, роста и
развития однолетних цветочно-декоративных
сложноцветных - календулой и бархатцами. Работа с
текстом учебника, рисунками.
1
Знакомство с особенностями строения, роста и
развития многолетних цветочно – декоративных
сложноцветных – маргариткой и георгином. Работа
с текстом учебника, рисунками.
Знакомство с особенностями перевалки и пересадки 1
комнатных растений. Чтение текста учебника.
Выполнение практической работы «Перевалка и
пересадка комнатных растений».

62

Осенняя перекопка
почвы

63

Обработка почвы в
приствольных кругах
плодового дерева.
Подготовка сада к зиме.

64

Весенний уход за
садом. Весенняя
обработка почвы.

65

Уход за посевами и
посадками.

66

Бактерии

67

Строение грибов,
Съедобные и
несъедобные грибы.
Ядовитые грибы.

68

Годовая контрольная
работа.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Знакомство с особенностями осенней перекопки
почвы. Работа с таблицей «Значение осенней
обработки почвы». Чтение текста учебника. Работа
по вопросам.
Знакомство с обработкой почвы в приствольных
кругах плодового дерева, с подготовкой сада к зиме.
Чтение текста учебника. Выполнение практической
работы «Обработка почвы в приствольных кругах
плодового дерева», «Подготовка сада к зиме».
Знакомство с весенним уходом за садом, с весенней
обработкой почвы. Работа с текстом учебника.
Выполнение практической работы «Весенний уход
за садом», «Весенняя обработка почвы» Работа по
вопросам.
Знакомство с уходом за посевами и посадками.
Чтение текста учебника, рисунками. Выполнение
практической работы «Уход за посевами и
посадками».
Знакомство с видами бактерий , и их значением в
природе и жизни человека . Чтение текстом
учебника. Беседа по тексту. Работа с таблицей
«Бактерии».
Знакомство с грибами, строением шляпочного
гриба. Знакомство со съедобными и несъедобными
грибами, особенностями их распознания. Работа с
текстом учебника. Изучение макетов и рисунков
грибов. Работа в тетрадях.

1

1

1

1

1

1

1

7. Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение
Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков,
В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.
Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение.
Биология. География / Т.М. Лифанова и др. – М.: Просвещение, 2018.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 г. № 1599.

7. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ.

1.

2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.

Интернет-ресурсы:
Географические карты - http://www.tourua.com/ru/maps
Географические карты - http://www.planetolog.ru/
Географические сайты - http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир,
Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической
географии, географоэтнографические материалы по народам мира, книги о мире
животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)
География - http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по
странам, Россия – матушка)
История географии - http://traditio.ru/wiki/География
Каталог
сайтов
по
географии
http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926
Науки о Земле - http://geographer.ru/index.shtml
Путешествия и открытия - http://pyty.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».