Рабочая программа воспитания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа

воспитания

муниципального

казенного

общеобразовательного учреждения «Нижнекатарачская ООШ» (далее –
Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями
«Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на
заседании Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию

с

Федеральными

государственными

образовательными

стандартами (далее – ФГОС) общего образования, Приказом «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»
(Минпросвещения России, 2020, №172).
Рабочая программа воспитания является обязательной частью Основной
образовательной

программы

основного

общего

образования

МКОУ «Нижнекатарачская ООШ».
Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения
обучающихся

в

социальный

мир

и

налаживания

ответственных

взаимоотношений с окружающими их людьми.
Одним из результатов реализации Программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и
нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить
достижение обучающимися начальной школы личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к
познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые
качества личности; активное участие в социально - значимой деятельности.
Программа воспитания показывает, каким образом педагогические
работники (учитель, классный руководитель, заместитель директора, педагог
дополнительного

образования,

тьютор

и

т.п.)

могут

реализовать

воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности и
тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
2

В центре Программы воспитания в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего
образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у
них системных знаний о различных аспектах развития России и мира.
Программа воспитания — это не перечень обязательных для школы
мероприятий, а описание системы возможных форм и методов работы с
обучающимися.
Программа воспитания МКОУ «Нижнекатарачская ООШ» включает
четыре

основных

раздела:

особенности

организуемого

в

школе

воспитательного процесса; цель и задачи воспитания; виды, формы и
содержание

деятельности;

основные

направления

самоанализа

воспитательной работы.

3

1 Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Специфика расположения школы. Здание МКОУ «Нижнекатарачская
ООШ» находится по адресу: Свердловская область, Талицкий район, деревня
Нижний Катарач, улица Школьная, 4.
Образовательное учреждение располагается в центре деревни Нижний
Катарач. В районе школы находятся детский сад, ЦНК. Социальноэкономическая сфера в микрорайоне школы развита слабо.
Рассмотрев социальный статус населения деревни, можно сделать вывод
о его неоднородности: большинство населения – люди преклонного возраста,
существует полинациональность (армяне, украинцы, казахи, белорусы, – ¼
родителей). В социальном заказе родители ставят на первое место план
обеспечение социальной адаптации, развитие индивидуальных способностей,
профессиональное самоопределение.
В школу без ограничений принимаются дети, проживающие в деревне,
за которым школа закреплена. В школу привозят детей из других деревень.
Транспортные подъезды к школе удобны и доступны для безопасного
перемещения учащихся, живущих в соседних деревнях.
В школе созданы необходимые условия для обучения и воспитания
детей любой категории: в соответствии с требованиями ФГОС обустроены и
оснащены учебным оборудованием кабинеты, обеспечены компьютерной
техникой и доступом в интернет через подключение Wi-Fi. Имеется
оборудование в учебных кабинетах для проведения занятий, спортзал,
спортивная площадка. Необходимые меры доступности и безопасности
обеспечены в соответствии с нормативными требованиями.
Природно-климатические особенности Урала характеризуется
умеренно-континентальные.

Зима

умеренно

морозная,

снежная,

как
с

устойчивым снежным покровом, что позволяет уделять большое внимание
зимним видам спорта. Лето теплое, умеренно влажное, с преобладанием
переменной облачной погоды. Летние месяцы позволяют организовывать
летние лагеря с дневным пребыванием детей.
4

Особенности контингента учащихся. На 1 сентября 2022 года в 1-9
классах школы составило 51 обучающихся в зависимости от ежегодного
набора первоклассников. Состав обучающихся школы неоднороден и
различается:
 по учебным возможностям, которые зависят от общего развития
ребёнка и его уровня подготовки к обучению в школе. Основными
проблемами в развитии являются нарушения речи, задержка психического
развития, есть дети с умственной отсталостью, слабовидящие. Наряду с
Основной образовательной программой начального и основного общего
образования

в

школе

реализуются

адаптированные

основные

общеобразовательные программы. Кроме того, ежегодно разрабатываются
рабочие программы по курсам внеурочной деятельности;
 по социальному статусу, который зависит от общего благополучия
семьи

или

уровня

воспитательного

ресурса

отдельных

родителей

присутствуют обучающиеся с неблагополучием, с дивиантным поведением;
 по национальной принадлежности. Среди учащихся дети разных
национальностей. Обучение ведётся с 1 по 9 класс по двум уровням
образования: начальное общее образование, основное общее образование.
Особенности социального окружения. МКОУ «Нижнекатарачская
ООШ» (далее – школа) – это сельская школа, удаленная от научных центров,
спортивных школ и школ искусств. В ней обучаются менее ста учащихся.
Нет ставок социального педагога, психолога, качество сети Интернет
невысокое и др. Данные факторы не могут не вносить особенности в
воспитательный процесс. Но следствием этого являются и положительные
стороны.
На территории школы и в шаговой доступности от нее расположены
организации, полезные для проведения экскурсионных мероприятий с
обучающимися: центральная сельская библиотека, музей в ЦНК.
Социокультурная среда поселка более консервативна и традиционна,
чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное
5

отношение к Родине и природе. Сельская природная среда естественна и
приближена

к

людям.

Наш

школьник

воспринимает

природу

как

естественную среду собственного обитания.
Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только
образовательным, но и культурным центром села.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение
отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у
детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям,
почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь.
Численность

педагогического

коллектива

составляет

13 человек.

Некоторые педагоги школы родились в нашем поселке, учились в этой
школе, теперь работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые
условия жизни друг друга, отношения в семьях, что способствуют
установлению доброжелательных и доверительных отношений между
педагогами, школьниками и их родителями.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления
межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя
в общем деле. У нас все на виду, что при создании ситуации совместного
поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет резкой
обособленности между классами, учащимися разного возраста.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов
самореализации

на

основе

освоения

общечеловеческих

ценностей,

учитываем особенности сельской школы.
В процессе воспитания сотрудничаем с Центром народной культуры
д. Нижний Катарач, администрацией. Принимаем участие в проектах,
конкурсах и мероприятиях. Принимаем участие в проектах Российского
движения школьников.
Значимые партнеры школы. Это подрядные организации, которые на
договорной основе обеспечивают питание в школьной столовой.
Источники положительного или отрицательного влияния на детей.
6

Команда администрации – квалифицированные, имеющие достаточно
большой управленческий опыт руководители, в педагогическом составе –
одинаковое соотношение стажистов с большим опытом педагогической
практики и молодых педагогов с достаточно высоким уровнем творческой
активности и профессиональной инициативы. В педагогической команде
имеются квалифицированные специалисты, необходимые для сопровождения
всех категорий обучающихся в школе. Педагоги – основной источник
положительного влияния на детей, грамотно организуют образовательный
процесс,

о

чем

деятельности

свидетельствуют
по

позитивная

качеству

динамика

обеспечиваемого

результатов
образования

МКОУ «Нижнекатарачская ООШ».
Возможные отрицательные источники влияния на детей – социальные
сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким
воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием и
организацией досуга своего ребёнка.
Оригинальные воспитательные находки школы:
 воспитательные
руководителями

на

системы

класса,

разработанные

классными

основе

системы

персональных

поручений,

целенаправленных воспитательных мероприятий и оценочных инструментов;
 модель сотрудничества с родителями обучающихся, построенная на
установлении конструктивных отношений и целенаправленной организации
совместной деятельности по развитию школьного уклада;
 практический

день

как

форма

организации

целенаправленной

системной работы по развитию проектной деятельности школьников,
позволяет интегрировать содержание урочной и внеурочной деятельности;
 обеспечение стопроцентного охвата внеурочной деятельностью всех
категорий обучающихся за счет профессионального ресурса педагогов школы
с привлечением педагогов дополнительного образования;
 модель управления результатами образования на основе системы
распределения профессиональных поручений с учетом свободного выбора,
7

обеспечивающая повышение уровня персональной ответственности каждого
педагога за качество выполненной работы.
Принципы взаимодействия педагогов, школьников и их родителей, на
которых основывается процесс воспитания в МКОУ «Нижнекатарачская
ООШ»:
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
 ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для
каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников, педагогов и родителей;
 реализация процесса воспитания через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными

событиями,

общими

позитивными

эмоциями

и

доверительными отношениями друг к другу при активном привлечении
родителей учащихся;
 организация основных совместных дел школьников, педагогов и
родителей как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
 системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как
условия его эффективности.
Основные традиции воспитания в МКОУ «Нижнекатарачская ООШ».
Процесс

воспитания

основывается

на

следующих

принципах

взаимодействия педагогов и школьников:
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в школе;
 ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого
ребенка

и

взрослого,

без

которой

невозможно

конструктивное

взаимодействие школьников и педагогов;
 реализация процесса воспитания главным образом через создание в
8

школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов
содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
 организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
 системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как
условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:
 ключевые

общешкольные

дела,

через

которые

осуществляется

интеграция воспитательных усилий педагогов;
 коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и
большинства используемых для воспитания других совместных дел
педагогов и школьников;
 создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
 ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
 явление

ключевой

фигурой

воспитания

в

школе

классного

руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую функции.

9

2 Цель и задачи воспитания
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный,
творческий, компетентный

гражданин

России, принимающий судьбу

Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа,
мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе –
личностное развитие школьников, проявляющееся:
 в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
 в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(т.е. в развитии их социально значимых отношений);
 в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты,

соответствующие

двум

уровням

общего

образования:

начального общего образования и основного общего образования.
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень
начального общего образования) таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.

10

К наиболее важным из них относятся следующие:
 быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим;
 быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
 знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну;
 беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
 проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
 стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
 быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
 соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
 уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
 быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять

инициативу,

отстаивать

своё

мнение

и

действовать
11

самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений:
 к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
 к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
 к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
 к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
 к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
 к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
 к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
 к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
 к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
12

равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
 к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Выделение

данного

приоритета

в

воспитании

школьников,

обучающихся на ступени основного общего образования, связано с
особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить
себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В
этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их
собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций.
Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально
значимых отношений школьников.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему
педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории,
предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует
решение следующих основных задач:
 реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых
дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;
 реализовывать

потенциал

классного

руководства

в

воспитании

школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
 вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения,

работающие

по

школьным

программам

внеурочной

деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
 использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
13

поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
 инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
 поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
 организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
 организовывать профориентационную работу со школьниками;
 организовать

работу

школьных

медиа,

реализовывать

их

воспитательный потенциал;
 развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
 организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.

14

3 Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
3.1 Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно
педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с
педагогами в единый коллектив. Для этого в Школе используются
следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической,

патриотической,

трудовой

направленности),

ориентированные на преобразование окружающего школу социума:


патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен по

инициативе и при непосредственном участии Школы, с 9 мая 2016 года
шествие жителей д.Нижний Катарач с портретами ветеранов Великой
Отечественной войны проходит ежегодно);


экологическая акция «Бумажный бум» (в сборе макулатуры

активно участвуют не только родители детей, но и дедушки, бабушки;
макулатура сдается в приемные пункты);


акция «Письмо солдату» (накануне Дня защитника Отечества

школьники готовят творчески оформленные письма и отправляют их по
почте выпускникам школы, проходящим на данный момент срочную службу
в Армии) и др.
15

 открытые

дискуссионные

площадки

–

комплекс

открытых

дискуссионных площадок;
 общешкольные родительские и ученические собрания, которые
проводятся регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы;
 Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо
профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча
родителей и обучающихся);
 проводимые для жителей деревни, организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, представления, которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и
включают их в деятельную заботу об окружающих;
 спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по волейболу
между командами выпускников школы и старшеклассниками; состязания
«Зарница», «Веселые старты» и т.п. с участием родителей в командах;
 досугово-развлекательная

деятельность:

праздники,

концерты,

конкурсные программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с
участием родителей, бабушек и дедушек;
 концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальными
выступлениями школьников в День пожилого человека, День защиты
ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др.
На

школьном

уровне:

общешкольные

праздники

–

ежегодно

проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и
т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными
датами и в которых участвуют все классы школы:
 День

Учителя

(поздравление

учителей,

концертная

программа,

подготовленная обучающимися, проводимая в актовом зале при полном
составе учеников и учителей Школы);
 День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют
учебный процесс, проводят уроки, общешкольную линейку, следят за
порядком в школе и т.п.);
16

 праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники,
Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День
Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.;
 Предметные недели (литературы, русского языка; математики, физики,
биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных
классов);
 День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их
защита);

учащихся

торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом
на

следующую

ступень

образования,

символизирующие

приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие
школьную

идентичность

детей:

«Посвящение

в

первоклассники»,

«Посвящение в пятиклассники», «Первый звонок», «Последний звонок».
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам
учебного года Похвальными листами и грамотами обучающихся, а также
классов, победивших в конкурсе «Лучший класс школы».
На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные
советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение, по возможности каждого ребенка, в ключевые дела школы
в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей,

ведущих,

декораторов,

музыкальных

редакторов,
17

корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных
за приглашение и встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение

за

поведением

ребенка

в

ситуациях

подготовки,

проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми,
которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение
взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или
иной фрагмент общей работы.
3.2 Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель)
организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с
учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в
данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, –
вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым
18

взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого
ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и
принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды
для общения;
 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней
рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
внутриклассные

«огоньки»

и

вечера,

дающие

каждому

школьнику

возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями;
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить;
19

 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои
успехи и неудачи;
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований

педагогов

по

ключевым

вопросам

воспитания,

на

предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа

с

родителями

учащихся

или

их

законными

представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании

отношений

между

ними,

администрацией

школы

и

учителями-предметниками;
 организация

родительских

собраний,

происходящих

в

режиме
20

обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению
дел класса;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
 вовлечение

школьников

в

интересную

и

полезную

для

них

деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
 поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской

позицией

и

установкой

на

сохранение

и

поддержание

накопленных социально значимых традиций;
 поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация

воспитательного

потенциала

курсов

внеурочной

деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее
видов:
21

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности:
«Библиотечный час», «Книжкино царство», направленные на передачу
школьникам

социально

значимых

знаний,

развивающие

их

любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,
политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировозрение и научную картину мира.
Художественное

творчество.

Курсы

внеурочной

деятельности:

«Пластинография», «Умелые ручки», создающие благоприятные условия для
просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и
их общее духовно-нравственное развитие.
Туристско-краеведческая

деятельность.

Курс

внеурочной

деятельности: «Истоки», направленный на воспитание у школьников любви к
своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности
и ответственности школьников.
Спортивно-оздоровительная

деятельность.

Курсы

внеурочной

деятельности: «Волейбольная секция», «Планета здоровья», направленные на
физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы
воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курс внеурочной деятельности: «Самые
нужные профессии», направленный на развитие творческих способностей
школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к
физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности: «Любознай»,
направленные на раскрытие творческого, умственного и физического
потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения,
умений работать в команде.

22

3.4 Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его
учениками,

способствующих

позитивному

восприятию

учащимися

требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке
интеллектуальных

игр,

интерактивных форм работы

стимулирующих

познавательную

учащихся:
мотивацию

школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию

детей

межличностных

к

получению

отношений

в

знаний,

налаживанию

классе,

помогают

позитивных
установлению

доброжелательной атмосферы во время урока;
23

 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование

и

поддержка

исследовательской

деятельности

школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык

самостоятельного

решения

теоретической

проблемы,

навык

генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
3.5 Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие,

чувство

собственного

достоинства,

а

школьникам

–

предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление
иногда и на время может трансформироваться (посредством введения
функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
 через деятельность выборного Совета обучающихся школы (далее
СОШ), создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления
образовательной организацией и принятия административных решений,
затрагивающих их права и законные интересы;
 через

деятельность

творческих

советов

дела,

отвечающих

за

проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров,
акций и т.п.
24

На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
СОШ и классных руководителей;
 через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса.
На индивидуальном уровне:
 через

вовлечение

школьников

в

планирование,

организацию,

проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
 через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные
направления работы в классе.
3.6 Модуль «Детские общественные объединения»
Правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от
20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском
общественном объединении осуществляется через:
 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать,
умение общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь,
оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с ДК по
проведению

культурно-развлекательных

мероприятий;

помощь

в

благоустройстве территории сквера; участие школьников в работе на
прилегающей к школе территории и т.п);
 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел,
направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение
25

сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
 рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации

деятельности

детского

общественного

объединения,

привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов,
театрализаций и т.п.);
 поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется
посредством введения особой символики детского объединения;
 участие членов детского общественного движения в волонтерском
школьном

движении,

деятельности

на

благо

конкретных

людей

и

социального окружения в целом.
3.7 Модуль «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных

ситуациях.

На

экскурсиях,

в

походах

создаются

благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти
воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и
форм деятельности:
 ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными
руководителями и родителями школьников;
 регулярные

сезонные

экскурсии

на

природу,

организуемые

в

начальных классах их классными руководителями («Природа зимой»,
«Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);
26

 выездные экскурсии в музей, на открытие мемориала в с.Пеньки.
3.8 Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация»
школьников;

включает

диагностику

в

себя

и

профессиональное

консультирование

просвещение

по

проблемам

профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая

профориентационно

значимые

проблемные

ситуации,

формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное

самоопределение,

позитивный

взгляд

на

труд

в

постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и внепрофессиональную составляющие такой деятельности:
 циклы

профориентационных

часов

общения,

направленных

на

подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
 профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие
знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности;
 экскурсии

на

предприятия,

дающие

школьникам

начальные

представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
 посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных
заведениях и вузах;
 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору

профессий,

прохождение

профориентационного

онлайн-

тестирования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
27

созданных в сети интернет;
 освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной
деятельности.
3.9 Модуль «Школьные медиа»
Цель

школьных

медиа

–

развитие

коммуникативной

культуры

школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных
медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
 разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через
школьную

газету)

наиболее

интересных

моментов

жизни

школы,

популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков,
секций, деятельности органов ученического самоуправления;
 размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей;
 участие школьников в конкурсах школьных медиа.
3.10 Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического

комфорта,

поднимает

настроение,

предупреждает

стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
 оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить
хорошим средством разрушения негативных установок школьников на
учебные и внеучебные занятия;
 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
28

творческих

работ

школьников,

позволяющих

им

реализовать

свой

творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга;
 фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе;
 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во
дворе

школы

приспособленных

спортивных
для

и

игровых

школьников

площадок,

разных

доступных

возрастных

и

категорий,

оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное
пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
 событийное оформление пространства при проведении конкретных
школьных

событий

(праздников,

церемоний,

торжественных

линеек,

творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);
 совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг, эмблема, галстук детского движения, элементы
школьной формы и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так
и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время
праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и
иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
 акцентирование

внимания

школьников

посредством

элементов

предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.11 Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном

29

вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
 общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении
школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей,
в ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и
обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей;
 взаимодействие

с

родителями

посредством

школьного

сайта:

размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей,
школьные новости.
На индивидуальном уровне:
 обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае

возникновения

острых

проблем,

связанных

с

обучением

и

воспитанием конкретного ребенка;
 помощь

со

общешкольных

стороны
и

родителей

внутриклассных

в

подготовке

мероприятий

и

проведении

воспитательной

направленности;
 индивидуальное

консультирование

c

целью

координации

воспитательных усилий педагогов и родителей.

30

4 Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ

организуемой

в

школе

воспитательной

работы

осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего
их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
 принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
 принцип

приоритета

анализа

сущностных

сторон

воспитания,

ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
 принцип
ориентирующий

развивающего
экспертов

на

характера

осуществляемого

использование

его

анализа,

результатов

для

совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
 принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального
воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
4.1. Результаты
школьников

воспитания,

социализации

и

саморазвития

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
31

Осуществляется
заместителем

анализ классными руководителями совместно с

директора по

воспитательной

работе с

последующим

обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом
социализации

получения
и

информации

саморазвития

о

школьников

результатах
является

воспитания,

педагогическое

наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников
удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не
удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее
предстоит работать педагогическому коллективу.
4.2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности
детей и взрослых
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе,

классными

руководителями,

Советом

старшеклассников

и

родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со
школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
 качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
 качеством совместной деятельности классных руководителей и их
32

классов;
 качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
 качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
 качеством существующего в школе ученического самоуправления;
 качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;
 качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
 качеством профориентационной работы школы;
 качеством работы школьных медиа;
 качеством организации предметно-эстетической среды школы;
 качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих
решений.

33

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД (1-9 КЛАССЫ)
Ключевые общешкольные дела
Ориентировочное
Дела
Классы
время
Ответственные
проведения
Классные часы «Первый звонок»,
педагогпосвященные Дню знаний.
1-9
1 сентября
организатор, кл.
Единый классный час.
руководители
педагогДень солидарности в борьбе с
1-9
3 сентября
организатор,
терроризмом «Мы помним Беслан»
кл.руководители
День народов Среднего Урала:
педагогЛитературный цикл «Легенды и
1-9
6 сентября
организатор,
сказки народов Среднего Урала»
кл.руководители
Мероприятия месячников
безопасности и гражданской защиты
педагогдетей (по профилактике ДДТТ,
организатор,
пожарной безопасности, экстремизма,
1-9
сентябрь
кл.руководители,
терроризма, разработка схемыпедагогмаршрута «Дом-школа-дом», учебноорганизатор ОБЖ
тренировочная эвакуация учащихся из
здания).
«Посвящение в первоклассники».
1-4
сентябрь
кл.руководители
Открытие школьной спартакиады.
учитель
1-9
сентябрь
Осенний День Здоровья
физкультуры
Мероприятия месячника правового
воспитания и профилактики
правонарушений. Единый день
педагогпрофилактики правонарушений и
1-9
октябрь
организатор, кл.
деструктивного поведения (правовые,
руководители,
профилактические игры, беседы и
т.п.)
День учителя в школе: акция по
поздравлению учителей, учителейпедагогветеранов педагогического труда,
1-9
5 октября
организатор
День самоуправления, концертная
программа.
директор школы,
Социально-психологическое
7-9
октябрь
педагогтестирование
организатор
«Золотая осень»: Конкурс рисунков.
Праздник Осени. Конкурс поделок из
1-4
октябрь
кл. руководители
природного и бросового материала.
Вахта памяти «Красный
педагогтюльпан»,посвященная воину1-9
25-29октября
организатор,
интернационалисту Бутакову Е.Ф.
кл. руководители

34

Классы

Ориентировочное
время
проведения

Ответственные

1-9

ноябрь

педагогорганизатор, кл.
руководители

1-9

ноябрь

педагогорганизатор

6-9

ноябрь

учитель
физкультуры

1-9

декабрь

педагогорганизатор, кл.
руководители

1-9

декабрь

Лыжные соревнования

1-9

январь

Час памяти «Блокада Ленинграда»
Мероприятия месячника гражданского
и патриотического воспитания:
военно-патриотическая игра
«Зарница», «Веселые старты»,
фестиваль патриотической песни,
акция по поздравлению пап и
дедушек, мальчиков, конкурс
рисунков, Уроки мужества.
Неделя начальных классов
(викторины, интеллектуальные игры,
конкурсные программы)
Мероприятия месячника
интеллектуального воспитания
«Умники и умницы». День науки в
школе: защита проектов и
исследовательских работ
8 Марта в школе: конкурс рисунков,
акция по поздравлению мам, бабушек,
девочек, утренник
Мероприятия месячника
нравственного воспитания «Спешите
делать добрые дела». Весенняя неделя
добра
День космонавтики: конкурс рисунков

1-9

январь

Дела
Мероприятия месячника
взаимодействия семьи и школы:
выставка рисунков, фотографий,
акции по поздравлению мам с Днем
матери, конкурсная программа «Мама,
папа, я – отличная семья!», беседы,
общешкольное родительское собрание
День правовой защиты детей.
Анкетирование учащихся на случай
нарушения их прав и свобод в школе и
семье.
Соревнование по волейболу
Мероприятия месячника
эстетического воспитания в школе.
Новый год в школе: украшение
кабинетов, оформление окон, конкурс
рисунков, поделок, утренник.
Школьный этап конкурса
«Неопалимая купина»

педагогорганизатор
учитель
физкультуры
кл. руководители

1-9

февраль

педагогорганизатор,
кл. руководители,
учитель
физкультуры

1-4

февраль

МО учителей
начальных классов

1-9

март

Зам.директора по
УВР, кл.
руководители

1-9

март

кл. руководители

1-9

апрель

педагогорганизатор, кл.
руководители

1-8

12 апреля

кл.руководители

35

Классы

Ориентировочное
время
проведения

Экологическая акция «Бумажный
бум»

1-4

апрель

Итоговая выставка детского
творчества

1-4

апрель

1-9

май

1-9

9 мая

педагогорганизатор

май

педагогорганизатор

Дела

Мероприятия месячника ЗОЖ
«Здоровое поколение». Закрытие
школьной спартакиады. Весенний
День здоровья. Акция "Школа против
курения". Туристические походы.
День Победы: акции «Бессмертный
полк», «С праздником, ветеран!»,
концерт в ЦНК, проект «Окна
Победы»
Торжественная линейка «Последний
звонок»
Курсы внеурочной деятельности
Название курса
Библиотечный час
Любознай
Книжкино царство
Планета здоровья
Пластинография
Школа безопасности
Умелые ручки
Хореография
Проектная деятельность «Самые
нужные профессии»
Истоки
Волейбольная секция
Самоуправление
Дела, события, мероприятия
Выборы лидеров, активов классов,
распределение обязанностей.
Работа в соответствии с
обязанностями
Отчет перед классом о проведенной
работе

Ответственные
педагогорганизатор
педагогорганизатор,
руководит.
кружков, кл.
руководители
педагогорганизатор,
кл. руководители,
учитель
физкультуры

1
2
2
1и4
1и3
5-6
2
5

Количество
часов в неделю
1
1
1
1
1
1
1
1

Шимолина С.М.
Шимолина С.М.
Шимолина С.М.
Шимолина С.М.
Сбродова Л.Н.
Сбродова Л.Н.
Винюкова Ф.И.
Брусянина А.И.

5

1

Берсенева Л.А.

7-8
2-9

1
1

Бутакова Л.Г.
Бутаков С.А.

Классы

Ориентировочное
время проведения

Ответственные

1-9

сентябрь

кл. руководители

1-9

в течение года

кл. руководители

1-9

май

кл. руководители

Классы

Ответственные

36

Профориентация
Дела, события, мероприятия
Месячник профориентаций в школе:
- конкурс рисунков, проект
«Профессии моих родителей»,
викторина «Все профессии важны –
выбирай на вкус!», беседы
Школьные медиа
Дела, события, мероприятия
Размещение созданных детьми
рассказов, стихов, сказок, репортажей
на страницах газеты «Школьный
звонок»
Видео-, фотосъемка классных
мероприятий.
Детские общественные объединения
Дела, события, мероприятия
Весенняя Неделя Добра (ряд
мероприятий, осуществляемых
каждым классом: «Чистый поселок чистая планета», «Памяти павших»,
«Посади дерево», «Подарок
младшему другу», «Здоровая
перемена» и др.
Участие в проектах различного уровня
(конкурсах, играх, программах и т.д.)
Участие в проектах и акциях РДШ

Классы

Ориентировочное
время проведения

Ответственные

1-9

январь

кл. руководители

Классы

Ориентировочное
время проведения

Ответственные

1-4

в течение года

кл. руководители

1-9

в течение года

кл. руководители

Классы

Ориентировочное
время проведения

Ответственные

апрель,
в течение года

кл. руководители

1-4

сентябрь-май

кл. руководители

1-9

сентябрь-май

педагогорганизатор

Классы

Ориентировочное
время
проведения

Ответственные

5-9

август

педагогорганизатор
кл. руководители

1-9

в течение года

кл.руководители

1-9

в течение года

1-9

в течении года

1-9
1-9

по плану кл. рук.
декабрь

кл.руководители
рук.кружка
Бутакова Л.Г.
кл. руководители
кл.руководители

1-4

май

кл. руководители

Экскурсии, походы
Дела, события, мероприятия
Посещение открытия мемориала
участникам ВОВ в с.Пеньки
Посещение музея имени
Н.И.Кузнецова
Посещение концертов в ЦНК
Экскурсия в школьный музей
«Истоки»
Сезонные экскурсии на природу
Поездки на новогодние представления
Туристические походы «В поход за
здоровьем»

37

Организация предметно-эстетической среды
Дела, события, мероприятия
Выставки рисунков, фотографий
творческих работ, посвященных
событиям и памятным датам
Оформление классных уголков
Трудовые десанты по уборке
территории школы
Трудовой десант по уборке сквера
воина-интернациолиста Бутакова Е.Ф.
Праздничное украшение кабинетов,
окон кабинета
Работа с родителями
Дела, события, мероприятия
Участие в акции «Помоги пойти
учиться»

Классы

Ориентировочное
время проведения

Ответственные

1-4

в течение года

педагогорганизатор

1-9

в течение года

кл. руководители

1-9

сентябрь, апрель

кл. руководители

1-9

сентябрь, апрель

кл. руководители,
педагогорганизатор

1-9

декабрь, май

кл. руководители

Классы

Ориентировочное
время проведения

Ответственные

1-9

16 августа – 15
сентября

педагогорганизатор,
кл. руководители

педагогорганизатор,
кл. руководители

Участие родителей в проведении
общешкольных, классных
мероприятий: «Бумажный бум»,
«Подари ребенку
день», «Бессмертный
полк», «Зарница», новогодний
утренник, «Мама, папа, я – отличная
семья!», «Детский орден милосердия»,
классные «огоньки» и др.

1-9

в течение года

Общероссийское родительское
собрание (онлайн)

1-9

28 августа

Областные родительские собрания
(онлайн)

1-9

в течении года

Общешкольное родительские
собрания

1-9

1 раз/четверть

1-9

1 раз/четверть

1-9

в течение года

1-9

в течение года
по плану
кл.руководителей

Педагогическое просвещение
родителей по вопросам воспитания
детей
Информационное оповещение через
школьный сайт
Индивидуальные консультации
Совместные с детьми походы,
экскурсии.
Работа Совета профилактики с
неблагополучными семьями по
вопросам воспитания, обучения детей

1-9
1-9

в течении года

педагогорганизатор
кл. руководители
педагогорганизатор кл.
руководители
педагогорганизатор кл.
руководители
кл. руководители
педагогорганизатор
кл. руководители
кл. руководители
педагогорганизатор
кл. руководители

38

Классное руководство
Дела, события, мероприятия
Проведение классных часов по планам
классных руководителей
Единый классный час, посвящённый
празднику День знаний
Всероссийский урок безопасности в
рамках Месячника гражданской
защиты
Составление социального паспорта
класса
Изучение широты интересов и
занятости в свободное от занятий
время
Посвящение в первоклассники
Организационные классные
ученические собрания «Правила
внутреннего распорядка. Правила
поведения в школе»
Классные мероприятия, посвящённые
Дню пожилого человека
Классные мероприятия, посвященные
Дню памяти воина-интернациолиста
Бутакова Е.Ф.
Проведение инструктажей перед
осенними каникулами,
День народного единства
Подготовка к смотру-конкурсу «Дом, в
котором мы живём»
Классные мероприятия, посвящённые
Дню матери
Классные часы «Все ребята знать
должны основной закон страны»,
посвящённые Дню Конституции РФ
Мастерская Деда Мороза (подготовка
к новому году: украшение классов,
окон, выпуск праздничных газет,
подготовка поздравлений и т. д.)
Проведение профилактических бесед и
инструктажей перед зимними
каникулами
Акция «Учись быть пешеходом»
Участие в военно-спортивном
месячнике
Уроки памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг за
пределами Отечества

Классы

Ориентировочное
время проведения

Ответственные

1-9

сентябрь - май

кл. руководители

1-9

1 сентября

кл. руководители

1-9

6-17 сентября

кл. руководители

1-9

сентябрь

кл. руководители

1-9

сентябрь

кл. руководители

1

сентябрь

кл. руководитель

1-9

20 - 24 сентября

кл. руководители

1-9

27 сентября –
30сентября

кл. руководители

1-9

25 октября

кл. руководители

1-9

конец октября

кл. руководители

1-9

15 - 19 ноября

кл. руководители

1-9

22 - 26 ноября

кл. руководители

1-9

10 декабря

кл.руководители

1-9

20 -30 декабря

кл. руководители

1-9

конец декабря

кл. руководители

1-9

17 - 28 января

кл. руководители

1-9

1- 28 февраля

кл. руководители

1-9

15 февраля

кл. руководители

39

Классное руководство

1-9

Ориентировочное
время проведения
1 марта

кл. руководители

1-9

март

кл. руководители

1-9

14-18 марта

кл. руководители

1-9

1-4 марта

кл. руководители

1-9

11 марта

кл. руководители

1-9

7 апреля

кл. руководители

1-9

12 апреля

кл. руководители

1-9

26 апреля

кл. руководители

1-9

28 апреля

кл. руководители

1-9

11-22апреля

кл. руководители

1-9

25 апреля - 9 мая

кл. руководители

1-9

9 мая

кл. руководители

1-9

25 мая

кл. руководители

5-9

конец мая

кл. руководители

1-9

май

кл. руководители

Дела, события, мероприятия

Классы

Акция «Безопасный Интернет»
Подготовка и участие в празднике
«Широкая Масленица»
Беседы о правильном питании
Классные мероприятия, посвящённые
празднику «8 марта»
Акция «С новосельем, птицы!»,
«Экология. Безопасность. Жизнь»
Уроки здоровья, посвящённые
Всемирному Дню здоровья
Гагаринский урок «Космос и мы»
Уроки безопасности «Это должен
знать каждый!»
Проведение классных часов в рамках
Дня защиты детей.
Организация и проведение
тестирования по ПДД
Участие в Международной акции
«Читаем детям о войне»
Участие в праздничных мероприятиях,
посвящённых Дню Победы
Подготовка и проведение «
Последнего звонка»
Линейки, посвящённые окончанию
учебного года
Проведение инструктажей перед
летними каникулами «Безопасное
лето»
Организация летней занятости

1-9

Посвящение в пятиклассники
Школьный урок

5

Дела, события, мероприятия
Тематический урок, посвящённый Дню
Знаний
Урок безопасности
Нетрадиционные уроки по предметам
Уроки по Календарю знаменательных
событий и дат
Интегрированные уроки по пропаганде
и обучению основам здорового питания
Всероссийский урок безопасности
обучающихся в сети Интернет

июньавгуст
октябрь

Ответственные

кл. руководители
кл. руководители

Классы

Ориентировочное
время проведения

Ответственные

1-9

1 сентября.

кл.руководители

1-9
1-9

15 сентября
в течении года

кл. руководители
кл. руководители

1-9

в течении года

кл. руководители

1-9

в течении года

кл. руководители

1-9

20 сентября

кл. руководители

40

Школьный урок

4

Ориентировочное
время проведения
7 октября

кл. руководители

1-9

26 ноября

кл. руководители

1-9

2 декабря

кл. руководители

1-9

9 декабря

кл. руководители

1-9

17 февраля

кл. руководители

1-9

14 марта

кл. руководители

1-9

12 апреля

кл. руководители

1-9

7 апреля

кл. руководители

1-9

апрель

кл. руководители

1-9

29 апреля

кл. руководители

1-9

май

7-9

18-23 мая

Дела, события, мероприятия

Классы

Всероссийский «Урок Цифры».
Урок национальной культуры «Мы
разные, но мы вместе»
Урок памяти, посвящённый Дню
неизвестного солдата
Урок мужества, посвящённый Дню
Героев Отечества
Урок в рамках акции «Я верю в тебя,
солдат!» (написание поздравительных
открыток Ветеранам ВОВ и солдатам
воинских частей)
Урок правовой культуры «Имею право
знать»
Гагаринский урок «Космос и Мы»
Урок здоровья, посвящённый
Всемирному Дню здоровья
Урок по окружающему миру «Берегите
нашу природу»
Единый урок безопасности
жизнедеятельности
Уроки внеклассного чтения «Читаем
детям о войне»
Открытые уроки по основам
безопасности жизнедеятельности

Ответственные

кл. руководители,
библиотекарь
преподаватель
обж

41

Календарь дней единых действий Российского движения
школьников
Дата

Название события

1 сентября

День знаний

3 сентября
30 сентября

День солидарности в
борьбе с терроризмом
Выборы в органы ученического
самоуправления
общеобразовательных
организаций

Первый
выходной
октября

День пожилых людей

5 октября

День учителя

4 ноября

День Народного единства

20 ноября

Всемирный день Ребенка

Третье
Воскресенье
ноября

День памяти жертв ДТП

25 ноября

День Матери

9 декабря

День Героев Отечества

12 декабря

День Конституции России

23 февраля

День Защитника Отечества

8 марта

Международный женский день

18 марта

День присоединения Крыма к
России

27 марта

Всемирный День театра

3-я неделя
арта
7 апреля
12 апреля
1 мая
9 мая

Единый день профориентации
Всемирный День здоровья
День космонавтики
Праздник весны и труда
День Победы

Направление Ответственный
РДШ
педагог
Личностное
педагог-организатор
развитие
Гражданская педагог-организатор
активность
Гражданская
активность

педагог-организатор

Гражданская
активность

педагог-организатор

Личностное
развитие
Гражданская
активность
Гражданская
активность
Гражданская
активность
Гражданская
активность
Гражданская
активность
Гражданская
активность
Военнопатриотическое
Личностное
развитие
Гражданская
активность
Личностное
развитие
Личностное
развитие
Личностное
развитие
Гражданская
активность
Гражданская
активность
Гражданская
активность

педагог-организатор
педагог-организатор
педагог-организатор
педагог-организатор
педагог-организатор
педагог-организатор
педагог-организатор
педагог-организатор
педагог-организатор
педагог-организатор
педагог-организатор
педагог-организатор
педагог-организатор
педагог-организатор
педагог-организатор
педагог-организатор

42

Дата

Название события

1 июня

День защиты детей

23 июня

Международный Олимпийский
день

Направление
РДШ
Личностное
развитие
Личностное
развитие

Ответственный
педагог
педагог-организатор
педагог-организатор

43

Анализ результатов воспитания, социализации и саморазвития и
личностного развития школьников каждого класса выявил следующие
проблемы:


недостаточность развития умения сотрудничать со взрослыми и

сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности, умения
находить выходы из спорных ситуаций;


недостаточная сформированность ответственного отношения к учению,

готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;


недостаточная сформированность мотивации к участию в школьном

самоуправлении и общественной жизни.
Анализа

воспитательной

деятельности

педагогов

определил

ряд

ключевых проблем:
 проблемы с реализацией воспитательного потенциала совместной с
детьми деятельности;
 стиль общения педагогов со школьниками не всегда доброжелателен,
доверительные отношения складываются не со всеми школьниками.
Управление воспитательным процессом в образовательной организации
Большинство педагогов имеют чёткое представление о нормативнометодических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе,
о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности.
Администрацией создаются условия для профессионального роста педагогов
в сфере воспитания (курсы повышения квалификации, участие в панораме
педагогического опыта, интерактивные обучающие семинары). Разработаны и
пошагово внедряются критерии оценки качества деятельности классных
руководителей со своими воспитанниками.

44

Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной
организации.
В

школе

созданы

необходимые

воспитательной

работы,

проведения

условия

для

организации

мероприятий,

спортивных

соревнований, мероприятий для всех участников воспитательного процесса,
организации

встреч

с

интересными

людьми,

а

также

проведения

профилактической работы. Для проведения различного рода мероприятий
активно используется спортивный зал.
В соответствии с современными требованиями к обеспечению учебновоспитательного процесса школа информатизирована.
Организация полноценной воспитательной деятельности осложнена
кадровым дефицитом (нет социального педагога, психолога). Недостаточно
средств на приобретение расходных материалов.

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».