АРП 3 кл Ручной труд.Профессии

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодёжной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнекатарачская основная общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНА
школьным методическим
объединением учителей
математического
и естественно-научного цикла
(протокол от 25.08.2025 № 1)

СОГЛАСОВАНА
УТВЕРЖДЕНА
педагогическим советом
приказом
МКОУ «Нижнекатарачская ООШ» МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»
(протокол от 25.08.2025 № 1)
от 26.08.2025 № 2608-1

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РУЧНОЙ ТРУД. ПРОФЕССИИ»
3 класс
Разработана и реализуется в соответствии
с ФАООП обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант1)

д.Нижний Катарач 2025 г

I.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса для начальной школы «Ручной труд. Профессии»
адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для
начальной школы и является первой ступенькой в профориентационной работе.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.
Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным
предметам.
Цель: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для
реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы
деятельности.
Задачи:
 познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных
профессий;
 выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в
будущем профессии;
 способствовать формированию уважительного отношения к людям разных
профессий и результатам их труда;
 способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей
ребёнка;
 способствовать
формированию
нравственных
качеств:
доброты,
взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;
 способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа
жизни.
Перед младшим школьником не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку
профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех
возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как
подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в
будущем. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда.
Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной
адаптации ребёнка.
В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас
осуществляется недостаточно целенаправленно и системно. В то время как именно школа
должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения
обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование
представлений о мире труда и профессий.
Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс,
направленный на профориентационное образование, сделает учёбу в школе единым
преемственным образовательным процессом.
Общая характеристика
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами
человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности
обучающихся. При определении этих сфер использовалась типология, предложенная
доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все
многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в
зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».
Межпредметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного
представления о различных сферах человеческой деятельности; во – вторых, развитию
2

знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых
новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о
профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую
деятельность.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением
определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор,
представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет обучающимся
возможность тренировать различные виды своих способностей.
В
данной программе игровая
мотивация
превалирует,
перерастая
в
учебную. Ребёнок становится заинтересованным субъектом в развитии своих
способностей.
Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии,
конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и
самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на
протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных
мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности.
Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов,
сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет,
плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.
Место учебного предмета
На реализацию рабочей программы в 3 классе 34 часа в год (1 раз в неделю).
Планируемые результаты
В ходе реализации программы курса обучающиеся должны
специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
 когнитивные знания обучающихся о труде, о мире профессий;

овладевать

 мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание
овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
 поведенческие
навыки
трудовой
дисциплинированность, самостоятельность в труде.

деятельности,

ответственность,

Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
 положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений,
стремление преодолевать возникающие затруднения;
 осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с
ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие
в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
 умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с
принятыми в обществе морально-этическими принципами;
 стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы
действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои
успехи и неудачи, умение сотрудничать;
3

 стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой
национальности, с нарушениями здоровья
Базовые учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения
разных видов работ;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца
учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или
самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными,
учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и
учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы
их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении
тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы
решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины
неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную
задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач,
собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с
людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной,
схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия
анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных
связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать
полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и
объяснения природных явлений;
4

осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической
форме.
Ученик получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая
Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в
другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую,
табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы,
диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах,
выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить
понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые
средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы
взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять
терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное
отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать
понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие
дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной
работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при
сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную
тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты:
Знает:
Основные сферы профессиональной деятельности человека;
5

Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
Основные приемы выполнения учебных проектов.
Умеет:
Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на
некоторые конкретные жизненные ситуации.
Содержание рабочей программы
Мастерская удивительных профессий. Дидактическая игра.
Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой - 4 с рисунком, 1 без рисунка и 4
картонных круга - тех же цветов).
Изображения рабочая одежда из выбранных карточек, средства труда, место
работы. Определить профессии, результат труда человека.
Разные дома. Практическое занятие.
Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей на несколько
групп. Выполнить следующее задание: из кубиков построить дома. Игра-соревнование со
строительными игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора.
Итог, награждение.
Дачный домик. Практическое занятие.
Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить
аппликацию из цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших участников,
награждение.
Моя профессия. Игра-викторина.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок»
(определить на ощупь инструменты). Итог.
Профессия «Врач». Дидактическая игра.
«Назови профессии», «Кто трудится в больнице». Работа с карточками.
Больница. Сюжетно-ролевая игра.
Доктор «Айболит». Игра
«Кто нас лечит». Экскурсия в кабинет врача.
Место, нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием врача.
Для чего нужны лекарства. Итог.
«Добрый доктор Айболит».
«Парикмахерская». Сюжетно-ролевая игра.
Разгадывание загадок о предметах труда парикмахера. Игра с детским игровым
набором «Парикмахер». Какие бывают парикмахеры.
«Все работы хороши – выбирай на вкус!». Игры.
Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа»,
«трудолюбие». Игра: «Быстро назови». Например, лекарство (врач), машина (шофер).
Конкурс «мастерицы». Итог: мультимедиа - люди разных профессий.
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла». Инсценировка.
Профессия «Строитель». Дидактическая игра.

6

Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с
изображением предметов, орудий труда. Определить названия профессий. Например:
штукатур-мастерок, машина-шофер.
Строительный поединок. Игра-соревнование.
Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая из
спичных коробков. Кто быстрее. Подведение итогов. Награждение команд.
Путешествие в кондитерский цех «Кузбасс» г. Прокопьевска. Экскурсия.
Знакомство с профессией кондитера, с оборудованием кондитерской фабрики. Кто
работает в кондитерской? Мастер-классы.
«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» Классный час.
Введение в тему. Основная часть. Инсценировка стихотворения Александра
Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа
(профессия, специальность, классификация). Мультимедиа (изображение профессий:
мастер, штукатур, сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов: Г. Машин
«Крановщик», С. Баруздин «Плотник», «Архитектор». Итог.
Календарно - тематическое планирование

1-2

Кол-во
часов
Мастерская удивительных 2
профессий «Все работы
хороши»

3-4

«Разные дома»

2

5-6

«Дачный домик»

2

7-8

«Моя профессия»

2

9-1011

«Профессия «Врач»

3

Занятие с элементами игры,
приглашение врача. Сюжетноролевая игра «Врач».

12-13

«Больница»

2

14-15

Доктор «Айболит»

2

Сюжетно-ролевая
игра
«Больница».
Вспомнить
правила поведения в больнице
при выполнении
игры
настольной
«Я
илу
в
больницу»
Сюжетно-ролевые
игры,
просмотр мультфильма про

№

Тема

Виды учебной деятельности. Дата
Занятие с элементами игры.
Ролевые игры «Магазин»,
«Парикмахерская»,
«Больница»
Конструирование из крупного
и мелкого лего.
Аппликация
из
гофрированной
бумаги
одноэтажного дома.
Игра-викторина
ответы
учащихся на вопросы учителя.

7

«Доктора Айболита», беседа
после
просмотра
мультфильма.
Экскурсия в медицинский
пункт. Сюжетно – ролевая
игра «Больница». Вспомнить
в ходе беседы о правилах
поведения в больнице.
Сюжетно-ролевая
игра
«Больница»,
просмотр
мультфильма.
После
просмотра сделать вывод о
том, в чем заключается работа
врача.

16-17

«Кто нас лечит»

2

18-19

«Добрый доктор Айболит»

2

20-2122

«Парикмахерская»

3

Сюжетно-ролевая
игра
«Парикмахерская».
Вспомнить правила поведения
в общественных местах.

23-24

«Все работы хороши
выбирай на вкус!»

– 2

Сюжетно-ролевые игры «
Магазин», «Парикмахерская»,
«Больница», «Почта».

25-26

Дж. Родари
ремесла»

27-28

Профессия «Строитель»

2

29-30

Строительный поединок

2

31-32

Путешествие
в 2
кондитерский
цех,
виртуальная экскурсия.

33

Промежуточная
аттестация. Беседа.

«Чем пахнут

2

1

Работа
с
текстами,
инсценировка рассказа, где
роль героев играют дети.
Дидактическая
игра
«Строитель». Вспомнить то
чем работает строитель, когда
выполняет сваю работу в
настольной
игре
«
Строитель».
Игра-соревнование
«Строитель»,
строим
из
геометрических фигур, из
деревянных
кубиков,
крупного и мелкого лего.
Экскурсия.
Мастер-классы.
Виртуальная
экскурсия
в
кондитерский
цех,
после
просмотра обсуждение работы
кондитера.
При ответе на вопросы через
беседу выявить
уровень
8

знаний по данному предмету
34

«Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?»

1

Инсценировка стихотворения 23.05
Александра
Кравченко
«Честный
ответ»,
после
просмотра мультфильма.

Материально-техническое обеспечение
1. Барсева Л.Б. Обучение сюжетно- ролевой игре детей с проблемами интеллектуального

развития / Л.Б. Барсева – Санкт- Петербург. Издательство «СОЮЗ», 2001 – 412с.
2. Багрова О.В. Введение в мир профессий. / О.В. Багрова. / Волгоград. Издательство «

Учитель», 2009 – 159с.
3. Козлова М.А. Классные часы 1- 4 кл. /М.А. Козлова-М: Изд. «Экзамен», 2009. - 317с.
4. Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонением в развитии /

А.А. Катаева – М.: ВЛАДОС, 2001 – 220с.
5. Стребеляева В.А. Формирование мышления у детей с отклонением в развитии. / В.А.

Стребеляева–М.: Издательство ВЛАДОС, 2001 -180с.
6. Сасова И.А. Экономика 2 кл. [ текст], тетрадь творческих заданий. / И.А. Сасова, В.Н.

Земасенская. – М.: Вита-Пресс, 2007, 2008
7. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они. /Т. А. Шорыгина – М.: Издательство ГНОМ и Д,

2007 -96с.
Электронные ресурсы
Интерактивный урок РЭШ https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.htm
Интерактивный урок РЭШ https://profilum.ru

Контрольно-измерительный материал
Проверочная работа
1. Отметь: для чего человек должен трудиться?
- чтобы стать добрым
- чтобы приносить пользу людям
- чтобы все завидовали
- чтобы создавать вещи, нужные другим людям
- чтобы его не ругали
2. Зачеркни лишнее, остальные названия назови одним словом:

Шофёр, врач, дом, строитель, продавец 3. Соедини стрелками.

Пекарь
Экономист

прибыль
фермерское хозяйство
9

Программист
Фермер
Актёр
Учитель

хлебозавод
компьютер
школа
театр

4. Отметь профессии людей, работающих на селе

комбайнёр
лётчик
агроном
овощевод
экскурсовод
доярка
таксист
доярка
повар
врач
портниха

актёр
почтальон

5. Чем занимаются люди данных профессий:

Ветеринар –
Пекарь –
Кинолог -

Тест "В мире профессий"
ВОПРОС №1
ПРОФЕССИЯ – это...
А)род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся
обычно источником существования.
В)мои обязанности по дому.
ВОПРОС №2
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – это...
А)одежда специалиста.
Б)название определенной профессии.
В)вид занятий в рамках одной профессии.
ВОПРОС №3
ДОЛЖНОСТЬ – это...
А)служебная обязанность, это круг действий возложенных на одного человека и
обязательных для исполнения.
Б)то что нужно обязательно кому-то вернуть.
Г)название определенной профессии
ВОПРОС №4
Выбери лишнее слово: кисть, маляр, рубанок, топор.
10

А)кисть.
Б)маляр.
В)рубанок.
Г)топор.
ВОПРОС №5
Выбери лишнее слово: каменщик, маляр, кисть, штукатур.
А)каменщик.
Б)маляр.
В)кисть.
Г)штукатур.
ВОПРОС №6
Выбери лишнее слово: летчик, водитель, машинист, таксист.
А)летчик.
Б)водитель.
В)машинист.
Г)таксист.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».