АРП по речевой практике 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнекатарачская основная общеобразовательная школа»
(МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»)

РАССМОТРЕНА
на заседании
педагогического совета
(протокол от 30.08.2024 № 1)

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МКОУ «Нижнекатарачская
ООШ»
от 30.08.2024 № 3008-6

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета « Речевая практика »
для обучающихся 2 класса

Нижний Катарач 2024

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» во 2 классе составлена в
соответствии с:
 Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
 Основной адаптированной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1).
 Учебно-методическим комплексом:
Комарова С. В. Методические пособия для учителя. 1–4 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
Программы, М.: Просвещение, 2016.
 Речевая практика. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы/ С.В. Комарова. – М.: Просвещение, 2018
Актуальность. Изучение предмета «Речевая практика» является важнейшей
составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области
речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации
обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
В социальном контексте именно речь является средством общения, позволяющим
налаживать деловые и межличностные контакты, устанавливать и реализовывать
социокультурные связи и отношения с окружающей средой.
Основной формой организации деятельности обучающихся на уроках речевой
практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая
воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки,
сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Целью учебного предмета «Речевая практика» является развитие речевой
коммуникации обучающихся с нарушениями интеллекта, способности использовать
вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных
ситуациях.
Задачи:
 учить обучающихся понимать и четко выполнять речевые инструкции;
 учить взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться
друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу;
 развивать интонационную выразительность речи детей, совершенствовать их
лексику, грамматический строй речи;
 формировать простейшие умения в части построения связного монологического
высказывания;
 помочь обучающимся ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт,
ускорить процесс овладения разговорной речью;
 улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение,
темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
 воспитывать культуру речевого общения.
1.1. Общая характеристика учебного предмета
Основной формой организации деятельности обучающихся на уроках речевой
практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая
воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки,
сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.

Характерное для обучающихся с умственной отсталостью недоразвитие и
нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она
выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно –
практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и
организующим все разделы программы, является речевая практика.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы)
обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и
младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения,
затрудняет включение обучающихся в разнообразные формы коммуникации. Уровень
речевого общения школьников с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного
освоения учебного материала любого из учебных предметов.
Основные требования к обучающимся данного класса с низким уровнем учебной
мотивации - это организовать обучение по предмету «Речевая практика» по 1-му уровню
(минимальному). Для обучающихся со средним уровнем учебной мотивации,
организовать обучение по предмету «Речевая практика» по 2-му уровню (достаточному).
1.2. Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая
практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 2 класса курс «Речевая
практика» рассчитан на 68 часов (34 учебные недели), что составляет 2 часа в неделю.
Срок реализации программы: сентябрь – май
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение обучающимися предмета «Речевая практика» предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
2.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах.
Личностные результаты, ожидаемые после обучения во 2 классе по программе
«Речевая практика»:
 самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в
туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного
образования и т.п.);
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
 проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник,
ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 положительное отношение к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в
ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном
общении;
 проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с
использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-



мимических умений, использование этикетных речевых оборотов в повседневной
жизни);
положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление
интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям,
результатам своего труда и труда окружающих.

2.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Предметные результаты, ожидаемые после обучения во 2 классе по программе
«Речевая практика»:
 выполнять задания по словесной инструкции;
 называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
 внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
 соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
 уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей,
имена ближайших родственников, адрес дома;
 уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
 слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на
наглядные средства.
Предметные результаты делятся на: минимальный и достаточный уровни.
Основные требования к умениям учащихся
1- ый уровень (минимальный):
 выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
 называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
 правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
 адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
 знать свое имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до
школы и дома маршрут до школы и дома;
 участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми
средствами);
 слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал.
2- ой уровень (достаточный):
 выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь,
записанную на магнитофонной пленке;
 использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию
учителя и в зависимости от ситуации;
 участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы
и спрашивать ответа у товарищей;
 правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
 уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
 знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, сотрудников, часто
взаимодействующих с детьми в школе, ближайших родственников;
 слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно символический план.
2.3. Базовые учебные действия
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной
деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования
обучающимися с умственной отсталостью. БУД обеспечивают становление учебной

деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих:
познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию
новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и
включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и
организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в
коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке
и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и
реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных
логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний
и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего
формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях
является показателем их сформированности.
Группы базовых
учебных действий
Личностные
учебные действия








Коммуникативные
учебные действия





Регулятивные
учебные действия






Познавательные



Перечень учебных действий

осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
понимание личной ответственности за свои поступки;
гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей;
уважительно и бережно относиться к людям труда и
результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную
деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому
наследию родного края и страны.
вступать и поддерживать коммуникацию в разных
ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.);
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.).
слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его.
соблюдать правила безопасного и бережного
поведения в природе и обществе, осознанно
действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
самостоятельно обнаруживать и формулировать
учебную проблему, определять цель учебной
деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
дифференцированно воспринимать окружающий мир,
его временно-пространственную организацию;

учебные действия






анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять
сравнение,
классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;
использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.

3. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Промежуточная аттестация. Во 2 классе работа на уроках «Речевой практики»
начинается с диагностических уроков, основное содержание которых - речевые и(или)
сюжетные игры, инсценировки, творческие работы. Цель такой работы – выявление
актуального уровня речевого и коммуникативного развития обучающихся. Диагностика в
конце учебного года основывается на использовании материала, заданий, которые
представлены в методических рекомендациях или специально подобранны учителем.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование раздела
1. Добро пожаловать
2. Истории о лете
3. «Три поросенка»
4. Расскажи мне о школе
5. Алло! Алло!
6. С днем рождения!
7. Дежурство
8. У меня есть щенок
9. «Красная шапочка»
10. Я записался на кружок
11. Я за порогом дома
12. Повторение
Итого:
Добро пожаловать (4 часа)
Добро пожаловать
Повторение пройденного
Истории о лете (4 часа)
Истории о лете
Повторение пройденного
«Три поросенка» (4 часа)
«Три поросенка»
Повторение пройденного
Расскажи мне о школе (4 часа)
Расскажи мне о школе
Повторение пройденного
Алло! Алло! (4 часа)
Алло! Алло!

Количество часов
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
27
1
68

Повторение пройденного
С днем рождения! (4 часа)
С днем рождения!
Повторение пройденного
Дежурство (4 часа)
Дежурство
Повторение пройденного
У меня есть щенок (4 часа)
У меня есть щенок
Повторение пройденного
«Красная шапочка» (4 часа)
«Красная шапочка»
Повторение пройденного
Я записался на кружок (4 часа)
Я записался на кружок
Повторение пройденного
Я за порогом дома (27 часов)
Моя дорога в школу
Где я живу?
Мы не знаем, как пройти. Как нам быть?
За покупками в магазин
На прогулку во двор
Запрещающие знаки
Экскурсия в лес
Повторение пройденного
Повторение (1 час)
5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
5.1. Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки в конце учебного года и заносится в карту наблюдений.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
5.2. Система оценки предметных результатов
При оценке обучающихся с интеллектуальными нарушениями по предмету «Речевая
практика» следует исходить от достигнутых ими личных достижений, индивидуальной
динамики речевого и коммуникативного развития. Принципиально важно выбирать такую
оценку, которая бы стимулировала активность второклассников в процессе участия в
речевых ситуациях.
Деятельность обучающихся оценивается по итогам их участия в речевых ситуациях.
Обсуждая речевую ситуацию, оценивая участие в ней обучающихся, учителю важно
проявлять такт. Отрицательная оценка деятельности обучающихся неизбежно приведёт к
снижению активности. При обсуждении действий проигранного сюжета отмечаются
прежде всего удачные моменты и тактично указываются на некоторые недостатки. При

этом берется во внимание не конечный результат работы обучающегося, а его
продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика
участвовать в коммуникации.
Отметка "5" ставится в случае:
 Использует умения по предмету самостоятельно в учебных ситуациях и
повседневном общении.
 Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного
материала.
 Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов
и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и
внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации.
 Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при
устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных
вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
 Использует умения в учебных ситуациях, при напоминании и помощи взрослого.
 Знание всего изученного программного материала.
 Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов
и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи,
применять полученные знания на практике.
 Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3":
 Если умения находятся в стации формирования.
 Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы,
затруднение
при
самостоятельном
воспроизведении,
необходимость
незначительной помощи преподавателя.
 Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы.
 Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
 Не выставляется, если формирование умения не является актуальным для
обучающегося.
5.3. Система оценки БУД
Система оценки БУД осуществляется по пятибалльной системе.
баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
0
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1
балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
2
балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3
балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4
балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5
баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Технологии обучения:
Здоровьезберегающие технологии (разогревание и настройка артикуляционного
аппарата, речевые разминки, пальчиковая гимнастика, физминутки, логопедические
упражнения и прочее).
Личностно-ориентированные технологии (обучение в сотрудничестве, метод
проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход).
Информационно-коммуникативные технологии (использование электронных
образовательных ресурсов, применение технических средств обучения, использование
презентаций, аудиоматериалов, видеороликов).
Игровые технологии (использование на уроках игровых приемов и ситуаций,
которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной
деятельности).
Методы обучения:
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Рассказ - небольшое по объему и эмоционально насыщенное изложение учебного
материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образности в
рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки, нарастания и развязки.
В сюжете рассказа должно быть несложные рассуждения. При рассказе обязательно
применение наглядности. В рассказе иногда можно использовать небольшой диалог. По
длительности рассказ в l-4-x классах не должен превышать 10 минут. Фабула рассказа
должна быть предельно простой с малыми событиями. Не стоит прерывать рассказ
вопросами к ученикам. Они из-за этого могут потерять нить рассказа.
Перед рассказом и после него ведется объяснительно-подготовительная работа:
проводится беседа для связи рассказа с темой, разбираются трудные и неизвестные слова,
а после рассказа желательно провести обобщающую беседу с выделением главной идеи.
Объяснение - это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного
материала на выявление закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств,
рассуждений и описаний.
Делается это для понимания умственно отсталыми учащимися содержания учебного
материала. Объяснение в 1 классах краткое, не более 5 минут. При объяснении
необходимо осуществлять акцентирование на главных моментах содержания материала,
применять интонацию, ударения на главном, существенном в объяснении.
Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией.
Беседа - это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она побуждает
к активной мыслительной деятельности умственно отсталого учащегося.
Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика.
Эффективность беседы зависит от характера вопросов к ученикам. Они должны быть
краткие, предельно понятные и соответствовать ожидаемому ответу. Вопросы должны
будить мысль умственно отсталого ученика и быть логически взаимосвязаны, один вопрос
должен вытекать из второго, эффективность беседы также зависит от качества речи
учителя. Речь учителя должна быть выразительной, ясной в произношении,
эмоциональной.
Наглядные методы: показ, иллюстрация, демонстрация, наблюдение.
Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации и
осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти
методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их нагляднообразному мышлению умственно отсталых детей.

Показ - это предъявление образа действия разных способов работы. Условие:
обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. И
нужно научить видеть то, что показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям
нужно смотреть.
Иллюстрация - это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их
изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных
абстракций речи на основе их предметного соотношения (особенно смену времен года,
высотную поясность, тепловые пояса и т.д.). После показа объект убирается.
Демонстрация - показ предметов в движении.
Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими умственно отсталыми
детьми по ходу урока.
Формы организации учебной деятельности: основная форма организации обучения урок «Речевой практики». На уроках обучающиеся привлекаются к участию в ролевой
игре по теме речевой ситуации, что требует организованной подготовки. Также уроки
могут быть организованы в форме инсценировок, творческих работ.
Участие в речевой ситуации по теме урока «Речевой практики» требует
организованной подготовки. Весь процесс работы над речевой ситуацией может быть
условно разделен на три взаимосвязанных этапа:
1) накопительный;
2) диалогический;
3) итоговый.
Учебно-методический комплекс
Учебник
1. Речевая практика. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы/ С.В. Комарова. – М.: Просвещение,
2018
2. Комарова С.В. Речевая практика. 2 класс. Рабочая тетрадь.
Методическая литература
1. Комарова С.В. 2 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную
программу
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
2. Комарова С. В. Методические пособия для учителя. 1–4 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
Программы, М.: Просвещение, 2016.
3. Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика».
Пособие для учителя.
Список литературы
1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В., Учим детей общению. Ярославль 1996 год.
2. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
3. Русские народные сказки.
4. Сборник загадок.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

Кол-во

Виды деятельности на уроке

Домашнее

п/п
часов
I Раздел. Добро пожаловать (4 часа)
1.
3
Добро
Введение в ситуацию (беседа с
2.
пожаловать
привлечением личного опыта, ответы на
3.
вопросы на основе иллюстраций, выбор
картинки,
соответствующей
4.
1
Повторение
предложению, повторение предложений
пройденного
за учителем, составление предложений,
ответы на вопросы).
Актуализация правил поведения при
знакомстве.
Тренировочные
упражнения
в
использовании приветливого выражения
лица,
в
произнесении
реплик
приветливым тоном.
Конструирование диалогов на основе
иллюстраций, моделирование диалогов
учитель-ученик, ученик–ученик.
Ролевые игры по теме.
Составление рассказа «1 сентября» с
опорой на картинный план.
II Раздел. Истории о лете (4 часа)
5.
Истории о лете
3
Введение в ситуацию (отгадывание
6.
загадки, беседа с привлечением личного
7.
опыта, ответы на вопросы на основе
иллюстраций,
выбор
картинки,
8.
1
Повторение
соответствующей
предложению,
пройденного
повторение предложений за учителем,
составление предложений, ответы на
вопросы, работа с условно-графическими
изображениями).
Подготовка и составление рассказов по
теме
ситуации
(коллективное
составление рассказа по иллюстрации,
игры «Рассказ по кругу», «Дополни
предложение», «Копилка вопросов»,
индивидуальные рассказы с опорой на
план).

III Раздел. «Три поросенка» (4 часа)
9.
3
«Три
Введение в тему ситуации (беседа,
10. поросенка»
работа с иллюстрацией, отгадывание
11.
загадки «звуковое письмо»).
Знакомство
со
сказкой
(устное
12. Повторение
1
рассказывание учителем с опорой на
пройденного
иллюстрации).
Разучивание песенки из сказки.
Закрепление
содержания
сказки
(выборочный пересказ с опорой на
иллюстрации (серия картин, разрезные

задание
стр. 5,
моделирован
ие диалога;
стр. 7,
самостоятел
ьное
рассматрива
ние третьей
картинки;
стр. 9,
ответить на
вопросы
«Впечатлени
яо
празднике 1
сентября»;
нарисовать
первого
учителя

нарисовать
рисунок
«Как ты
провел
лето»;
стр. 13,
повторить
диалог
между
героями
картинки;
стр. 14,
составь
предложени
я по
картинкам;
вспомнить
правила
поведения
возле
водоемов
стр. 18-19,
разучивание
песенки из
сказки «Три
поросенка»;
прослушива
ние
аудиозаписи
«Три
поросенка»;
стр. 22-23,

картинки), драматизация фрагментов
сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету
сказки, коллективное рассказывание
сказки,
прослушивание
сказки
в
аудиозаписи,
просмотр
мультипликационного фильма, игры
«Живые загадки», «Звуковые загадки»).
Инсценирование сказки.
Обобщающая беседа.
IV Раздел. Расскажи мне о школе (4 часа)
13. Расскажи мне о
3
Введение в ситуацию (беседа на основе
14. школе
иллюстраций).
15.
Моделирование диалогов на основе
иллюстраций с опорой на имеющиеся
знания о правилах знакомства и
приветствия старших и ровесников.
Составление рассказов об отдельных
местах
в
школе
(работа
с
символическими
обозначениями
помещений, составление предложений,
коллективное
рассматривание
иллюстраций, ответы на вопросы
учителя и друг друга, игра «Угадай, где я
был»).
16. Повторение
1
Составление рассказов из личного опыта
пройденного
по теме ситуации с опорой на план и
иллюстрации.
V Раздел. Алло! Алло! (4 часа)
17. Алло! Алло!
3
Введение в тему (беседа на основе
18.
личного
опыта
учащихся,
19.
рассматривание иллюстраций).
Выявление
умений
учащихся
20. Повторение
1
пользоваться телефонным аппаратом.
пройденного
Тренировочные упражнения в наборе
заданного телефонного номера на
телефонных аппаратах разных типов.
Упражнения в чтении телефонных
номеров разных типов (городской,
сотовый, номер экстренного вызова).
Знакомство с правилами набора разных
типов номеров. Сигналы «ждите» и
«занято», ответы операторов мобильных
сетей.
Знакомство
с
правилами
ведения
телефонного разговора: говорить чётко,
громко, использовать приветствие в
начале разговора, завершать разговор
фразой прощания.
Заучивание необходимой информации
для общения с диспетчерами экстренных
служб (фамилия, имя и отчество, адрес
учащегося).

пересказ
сказки по
картинкам;
нарисовать
главных
героев

составление
рассказа о
школе с
опорой на
план;
стр. 28-29,
составление
рассказа о
школьных
кабинетах;
повторить
правила
игры
«Угадай, где
я был»;
нарисовать
школу

стр. 34-35,
запись
телефонных
номеров
близких
людей;
стр. 36-39,
телефоны
экстренных
служб;
стр. 36-39,
телефоны
экстренных
служб;
повторить
правила
пользования
телефоном

Закрепление
полученных
знаний
(конструирование возможных реплик в
телефонном диалоге с опорой на
иллюстрации, моделирование диалогов).
Ролевые игры по теме ситуации.
VI Раздел. С днем рождения! (4 часа)
21. С днем
3
Введение в ситуацию (беседа с
22. рождения!
привлечением личного опыта учащихся).
23.
Разучивание чистоговорки.
Выявление и расширение знаний о
традициях празднования дня рождения,
24. Повторение
1
заучивание
дат
рождения
пройденного
обучающимися.
Конструирование
поздравлений
и
ответных реплик, в том числе реплик,
сопровождающих вручение подарка.
Дифференциация
поздравлений,
адресованных ровеснику и взрослому.
Моделирование диалогов на основе
иллюстраций.
Ролевые игры по теме ситуации.
Составление рассказа о праздновании
дня рождения с опорой на картинносимволический план.
VII Раздел. Дежурство (4 часа)
25. Дежурство
3
Введение в тему (беседа с опорой на
26.
иллюстрацию, рассказ учителя).
27.
Разучивание чистоговорки.
Введение в ситуацию: распределение
обязанностей между дежурными в
28. Повторение
1
классе, в столовой, на пришкольной
пройденного
территории и др. (беседа по сюжетной
картинке, составление предложений,
обсуждение выхода из возможной
проблемной ситуации).
Конструирование возможных реплик в
диалогах: просьба, предложение, отказ,
согласие.
Тренировочные
упражнения
в
произнесении реплик с соответствующей
интонацией.
Моделирование диалогов с опорой на
иллюстрации.
Ролевые игры по теме.
Составление рассказа по теме «План
дежурства» (с опорой на сюжетную
картинку,
серию
картин
или
символический план).
VIII Раздел. У меня есть щенок (4 часа)
29. У меня есть
3
Введение в тему (подбор слов,
30. щенок
точнохарактеризующих
щенков
на
31.
иллюстрациях, выбор картинки, точно

ответить на
вопросы;
стр. 45,
придумать
поздравлени
я с днем
рождения;
стр. 46,
нарисовать
подарки;
нарисовать
открытку

стр. 50,
вопросы по
картинкам;
стр. 52-53,
ролевая игра
«В
столовой»;
составить
рассказа
«Какой я
дежурный»;
помочь маме
убрать
посуду

стр. 59,
составить
рассказ по

32.

Повторение
пройденного

1

соответствующей
услышанному
предложению,
игра
«Живое
предложение»).
Знакомство со стихотворением К.
Чуковского «Мойдодыр». Работа с серий
картин к стихотворению. Разучивание
фрагментов стихотворения.
Составление предложений по теме
ситуации (просьба в утвердительной и
вопросительной формах).
Конструирование возможных диалогов,
содержащих просьбу. Моделирование
диалогов.
Ролевые игры по теме с использованием
игрушек, как героев ситуации.

IX Раздел. «Красная шапочка» (4 часа)
33. «Красная
3
Введение в тему ситуации (работа с
34. шапочка»
иллюстрацией, отгадывание загадки).
35.
Знакомство
со
сказкой
(устное
рассказывание
учителем
с
опорой
на
36. Повторение
1
иллюстрации).
пройденного
Закрепление
содержания
сказки
(выборочный пересказ с опорой на
иллюстрации (серия картин, разрезные
картинки), драматизация фрагментов
сказки, коллективное рассказывание
сказки,
прослушивание
сказки
в
аудиозаписи,
просмотр
мультипликационного фильма).
Инсценирование сказки.
Обобщающая беседа.
X Раздел. Я записался на кружок (4 часа)
37. Я записался на
3
Введение
в
тему
(работа
с
38. кружок
иллюстрациями).
39.
Тренировочные
упражнения
в
интонировании
предложений.
40. Повторение
1
Игра «Живое предложение».
пройденного
Конструирование возможных диалогов в
ситуации записи в кружок (студию,
секцию).
Моделирование диалогов.
Ролевые игры по теме.
Коллективное составление рассказа по
теме с опорой на план.

XI Раздел. Я за порогом дома (27 часов)

картинке;
стр. 61,
нарисовать
щенка;
чтение
стихотворен
ия С.
Михалкова
«Щенок»;

повторить
правила
ухода
за
домашними
животными
чтение
сказки;
чтение
сказки;
стр. 70-71,
пересказ
сказки по
картинкам;
нарисовать
красную
шапочку

стр. 74,
составление
рассказа по
картинке;
стр. 75,
составление
рассказа по
картинке;
повторить
правила
игры
«Живое
предложение
»;
нарисовать
рисунок для
коллажа

41.
42.
43.
44.

Моя дорога в
школу

3

Повторение
пройденного

1

45.
46.
47.
48.

Где я живу?

3

Повторение
пройденного

1

49.
50.

Мы не знаем,
как пройти.
Как нам быть?

2

51.

Мы не знаем,
как пройти.
Как нам быть?
Повторение
пройденного

1

За покупками в
магазин

3

Повторение
пройденного

1

52.
53.
54.
55.
56.

1

Введение в ситуацию рассматривание
картинок,
обсуждение
проблемного
вопроса.
Знакомство с темой (беседа на основе
личного опыта).
Актуализация имеющихся знаний о
дороге в школу.
Конструирование возможных диалогов.
Проигрывание диалогов.
Ролевая игра «Я иду».
Экскурсия по улицам города.
Продолжение
памятки
«Правила
безопасного движения».
Введение в ситуацию (беседа с
привлечением личного опыта, ответы на
вопросы на основе иллюстраций, выбор
картинки,
соответствующей
предложению, повторение предложений
за учителем, составление предложений,
ответы на вопросы, работа с условнографическими изображениями).
Составление рассказа по теме ситуации
(игра «Дом, в котором я живу», «Мой
город»).
Обобщающая беседа.
Введение в тему (беседа с опорой на
сюжетную картинку).
Составление предложений по теме
ситуации (просьба в утвердительной и
вопросительной формах).
Конструирование возможных диалогов,
содержащих просьбу.
Моделирование диалогов.
Ролевые игры по теме с использованием
игрушек, как героев ситуации.
Коллективное составление рассказа по
теме «Как пройти» (игра «Кто знает,
пусть продолжит»).
Уточнение и обогащение словарного
запаса по теме ситуации (составление и
называние разрезных картинок, подбор
прилагательных,
составление
словосочетаний, предложений, игры
«Ещё какой (ая)?», работа с условнографическими изображениями).
Введение в ситуацию (беседа на основе
личного
опыта,
с
опорой
на
иллюстрации,
в
т.ч.
дополнение
иллюстрации).
Перенос полученных знаний о правилах
поведения в магазине в новую ситуацию

нарисовать
маршрут от
дома в
школу;
повторить
маршрут;
повторить
маршрут;
повторить
правила
поведения
на улице
вспомнить
свой
домашний
адрес;
нарисовать
свой родной
город;
ответить на
вопросы;
нарисовать
свой дом
вспомнить
вежливые
слова;
составить
предложени
я по плану
повторить
диалог;
повторить
правила
поведения с
незнакомым
и людьми
повторить
правила
поведения в
магазине;
повторить
ролевую
игру
«Магазин»;
повторить
диалог;
нарисовать
вывескикартинки

57.
58.
59.
60.

На прогулку во
двор

3

Повторение
пройденного

1

61.
62.
63.

Запрещающие
знаки

3

64.

Повторение
пройденного

1

65.
66.
67.

Экскурсия в
лес

3

(конструирование возможных диалогов в
магазине при покупке игрушек с опорой
на
иллюстрации,
моделирование
диалогов, проигрывание диалогов).
Ролевые игры по теме ситуации
(«Магазин «Игрушки», «Ночью в
магазине «Игрушки»).
Составление рассказов из личного опыта
по теме ситуации с опорой на
символический план.
Введение в ситуацию (беседа с
привлечением личного опыта, ответы на
вопросы на основе иллюстраций, выбор
картинки,
соответствующей
предложению, повторение предложений
за учителем, составление предложений,
ответы на вопросы, работа с условнографическими изображениями).
Закрепление правил поведения во дворе
(конструирование диалогов по серии
картин, ролевые игры по теме ситуации,
в т.ч. с использованием игрушек как
героев ситуации).
Составление рассказа по теме ситуации
(игра «Дополни предложение»).
Обобщающая беседа.
Знакомство с темой (беседа на основе
личного опыта).
Актуализация имеющихся знаний о
запрещающих знаках.
Конструирование возможных диалогов.
Участие в ролевой игре «В автобусе»
(или иной по выбору учителя с учётом
специфики местности, где
находится школа).
Обобщающая беседа.
Введение в ситуацию (отгадывание
загадки, беседа с привлечением личного
опыта, ответы на вопросы на основе
иллюстраций,
выбор
картинки,
соответствующей
предложению,
повторение предложений за учителем,
составление предложений, ответы на
вопросы, работа с условно-графическими
изображениями).
Подготовка и составление рассказов по
теме
ситуации
(коллективное
составление рассказа по иллюстрации,
игры «Что это за дерево?», «Дополни
предложение», «Копилка вопросов»,
индивидуальные рассказы с опорой на

повторить
правила
поведения
во дворе;
ответить на
вопросы;
выполнить
задание на
карточке;
повторить
диалог
между
ребятами

составить
предложение
по плану;
повторить
запрещающи
е знаки;
нарисовать
запрещающи
е знаки;
повторить
запрещающи
е знаки
повторить
правила
поведения в
лесу;
составить
рассказ по
картинкам;
нарисовать
лесную
полянку;

план).

XII Раздел. Повторение (1 час)
68. Повторение
1
Обобщающая беседа.
пройденного за
год
Всего:
68
часов

нарисовать
рисунок на
любую тему


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».