МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнекатарачская основная общеобразовательная школа»
(МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»)
РАССМОТРЕНА
на заседании
педагогического совета
(протокол от 30.08.2024 № 1)
УТВЕРЖДЕНА
приказом
МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»
от 30.08.2024 № 3008-6
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Здоровье и основы безопасности жизни»
для обучающихся 6-7 классов
Нижний Катарач 2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочаяпрограммапо
здоровью
иосновамбезопасностижизнедеятельности (далее – ОБЖ) для обучающихся
с задержкой психическогоразвития (далее – ЗПР) на уровне основного
общего
образования
подготовленанаосновеФедеральногогосударственногообразовательногоста
ндартаосновного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021г.№287,зарегистрированМинистерствомюстицииРоссийскойФед
ерации05.07.2021г.,рег.номер64101)(далее–ФГОСООО),адаптированнойосн
овнойобразовательнойпрограммыосновногообщегообразованияобучающих
сясзадержкойпсихическогоразвития(одобреннойрешениемФУМОпообщему
образованию(протоколот18марта2022г.№1/22))(далее – ПАООП ООО ЗПР),
рабочей
программы
основного
общегообразованияпопредмету«Основыбезопасностижизнедеятельности»,
Концепциипреподаванияучебногопредмета«Основыбезопасностижизнедеят
ельности»,
программывоспитания,сучетомраспределенных по классам
проверяемых
требований
к
результатам
освоенияАдаптированнойосновнойобразовательнойпрограммыосновногооб
щегообразованияобучающихся сзадержкойпсихическогоразвития.
ВПрограммесодержаниеучебногопредметаОБЖструктурнопредставл
ено
десятью
модулями
(тематическими
линиями),
обеспечивающиминепрерывность изучения предмета на уровне основного
общего
образования
ипреемственностьучебногопроцессанауровнесреднегообщегообразования:
модуль№1
«Культурабезопасностижизнедеятельностивсовременномобществе»;
- модуль№2«Здоровьеикакегосохранить»;
- модуль№ 3 «Безопасностьнатранспорте»;
- модуль№4«Безопасностьвбыту»;
- модуль№ 5 «Безопасностьвсоциуме;
- модуль№ 6 «Основыпротиводействияэкстремизмуитерроризму»;
- модуль№ 7 «Безопасностьвинформационномпространстве»;
- модуль№ 8 «Безопасностьвприроднойсреде»;
- модуль№ 9 «Безопасностьвчрезвычайныхситуацияхприродногохарактера»
- модуль№ 10 «Основымедицинскихзнаний»;
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного
2
предметаОБЖнауровнеосновногообщегообразованияПрограммапредполага
етвнедрениеуниверсальнойструктурнологическойсхемыизученияучебныхмодулей(тематическихлиний)впарадигм
ебезопаснойжизнедеятельности:
«предвидетьопасность,повозможностиеёизбегать,принеобходимостидейств
овать».Учебныйматериалсистематизированпосферамвозможныхпроявлени
йрисковиопасностей:помещенияибытовыеусловия;улицаиобщественные
места; природные условия; коммуникационные связи и каналы;объектыи
учреждения культуры и пр.
Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»
являетсяобязательнымдляизучениянауровнеосновногообщегообразованияи
являетсяодной из составляющих предметной области «Физическая
культура
и
Основыбезопасностижизнедеятельности».Изучениеучебногопредмета«Осн
овыбезопасностижизнедеятельности»способствуетполучениюобучающими
сязнаний,умений,навыковикомпетенцийличнойбезопасностивусловияхопас
ныхичрезвычайныхситуацийсоциальносложногоитехническинасыщенного
окружающего мира.
Значимостьпредметадляформированияжизненнойкомпетенцииобуча
ющихся с ЗПР заключается в углублении представлений о целостной
иподробнойкартинемира,пониманиивзаимосвязеймеждудеятельностьючело
века и состоянием природы; получении навыков и компетенций
личнойбезопасностивусловияхопасныхичрезвычайныхситуацийсоциальнос
ложного и технически насыщенного окружающего мира; умении
распознаватьи противостоять психологической манипуляции, социально
неблагоприятномувоздействию.
Программаопределяет базовое содержание по учебному предмету
«Основыбезопасностижизнедеятельности»вформеиобъеме,которыесоответс
твуютвозрастнымособенностямиособымобразовательнымпотребностям
обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Основыбезопасности
жизнедеятельности»
представляет
определенную
сложность
дляданнойкатегорииобучающихсясОВЗ.Этосвязанососвоеобразиемпсихиче
скойдеятельности обучающихся с ЗПР:
низкимуровнемпознавательнойактивности,вследствиечегообучающиесяовл
3
адеваютгораздоменьшимобъемомзнанийипредставленийобокружающемми
ре,чемихнормативноразвивающиесясверстники;
преимущественно пассивным характером усвоения знаний, которые с
трудомактуализируются;
низкимуровнемразвитияпознавательнойсферы,трудностямипониманияприч
инно-следственных связей и прогнозирования последствий тех или
иныхдействий;
недостаточнойсформированностьюсаморегуляциидеятельностииповедения.
При адаптации программы основное внимание обращается на
овладениеобучающимися с ЗПР практическими умениями и навыками, на
уменьшениеобъема теоретических сведений, включение отдельных тем или
целых разделоввматериалыдля обзорногоилиознакомительногоизучения.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»
Цельюизученияучебногопредмета«Основыбезопасностижизнедеятель
ности»науровнеосновногообщегообразованияявляетсяформированиеуобуча
ющихсябазовогоуровнякультурыбезопасностижизнедеятельности
в
соответствии с современными потребностями личности,обществаи
государства
Достижениеэтихцелейприменительнокобучающимсясзадержкойпсих
ическогоразвития обеспечиваетсярешениемследующихзадач:
освоениеобучающимисясЗПРзнанийобезопасномповедениивповседневн
ойжизнедеятельности;
понимание обучающимися личной и общественной значимости
современнойкультурыбезопасностижизнедеятельности,ценностейгражда
нскогообщества,втомчислегражданскойидентичности
иправовогоповедения;
пониманиенеобходимостиберечьисохранятьсвоездоровьекакиндивидуал
ьнуюиобщественнуюценность;
пониманиенеобходимостиследоватьправиламбезопасногоповедениявопа
сныхичрезвычайныхситуацияхприродного,техногенногоисоциальногоха
рактера;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды
дляполноценнойжизничеловека;
освоениеобучающимисясЗПРуменийэкологическогопроектированиябезо
паснойжизнедеятельностисучетомприродных,техногенныхисоциальных
4
рисков;
пониманиеролигосударстваидействующегозаконодательствавобеспечен
ии национальной безопасности и защиты населения от опасных
ичрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера,втом числеотэкстремизма,терроризма и наркотизма;
освоениеуменийиспользоватьразличныеисточникиинформацииикоммун
икациидляопределенияугрозывозникновенияопасныхичрезвычайных
ситуаций;
освоениеуменийпредвидетьвозникновениеопасныхичрезвычайныхситуа
цийпохарактернымпризнакамихпроявления,атакженаосновеинформации
,получаемой изразличныхисточников;
освоениеуменийоказыватьпервуюпомощьпострадавшим;
освоениеуменийпроявлятьпредосторожностьвситуацияхнеопределеннос
ти;
освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной
опасной(чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся
обстановки ииндивидуальных возможностей;
освоениеуменийиспользоватьсредстваиндивидуальнойиколлективнойза
щиты.
Освоениеипониманиеучебногопредмета«Основыбезопасностижизнед
еятельности»направленона:
воспитаниеуобучающихсясЗПРчувстваответственностизаличнуюбезопас
ность,ценностногоотношения ксвоемуздоровьюижизни;
развитие у обучающихся с ЗПР качеств личности, необходимых для
веденияздоровогообразажизни;необходимыхдляобеспечениябезопасного
поведениявопасных и чрезвычайныхситуациях;
формирование у обучающихся с ЗПР современной культуры
безопасностижизнедеятельности на основе понимания необходимости
защиты
личности,обществаигосударствапосредствомосознаниязначимостибезоп
асногоповедения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного
исоциальногохарактера,убеждениявнеобходимостибезопасногоиздорово
гообразажизни,антиэкстримистскойиантитеррористическойличностнойп
озиции,нетерпимостикдействиямивлияниям,представляющимугрозудля
жизничеловека.
5
Особенности отбора и адаптации учебного материала по
основамбезопасностижизнедеятельности
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР
обусловливаютдополнительныекоррекционныезадачиучебногопредмета«О
сновыбезопасностижизнедеятельности»,направленныенаразвитиемыслител
ьнойдеятельности,повышениепознавательнойактивности,формированиесам
орегуляциидеятельностии коммуникативных навыков.
Дляпреодолениятрудностейвизученииучебногопредмета«Основыбезо
пасности жизнедеятельности» необходима адаптация объема и
характераучебногоматериалакпознавательнымвозможностямобучающихсяс
ЗПР:учебный материал необходимо преподносить небольшими порциями,
усложняяего постепенно, изыскивать способы адаптации трудных заданий,
некоторыетемыдаватькакознакомительные(впрограммеонивыделеныкурсив
ом);теоретическийматериалрекомендуетсяизучатьвпроцессепрактическойде
ятельности по решению учебных задач (через решение ситуационных
задач,практическихнавыковэвакуации,занятийвигровойформе,изучениевреа
льнойобстановкевозможныхвповседневнойжизниопасныхситуаций).Органи
ческоеединствопрактическойимыслительнойдеятельностиобучающихсянау
роках
ОБЖспособствуетпрочномуиосознанномуформированиюжизненныхкомпет
енций.
Изучение
учебного
предмета
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»позволяет
обучающимся
с
ЗПР
получить
систематизированное представление оличном здоровье, здоровом образе
жизни,
здоровье
населения,
об
опасностях,
опрогнозированииопасныхситуаций,оценкевлиянияихпоследствийназдоров
ьеи жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом
своихвозможностей.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР,
обусловленныеособымиобразовательнымипотребностямииобес
печивающие осмысленное освоение содержании образования по
предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Содержаниевидовдеятельностиопределяетсяособымиобразовательны
мипотребностямиобучающихсясЗПР.ПомимоширокоиспользуемыхвООПО
ООобщихдлявсехобучающихсявидовдеятельностиследуетусилитьспецифич
ныедляданнойкатегорииподростков,обеспечивающиеосмысленноеосвоение
6
содержанияобразованияпопредмету:усилениепредметнопрактическойдеятельностисактивизациейсенсорныхсистем;чередованиевид
овдеятельности; введение дополнительных заданий, обеспечивающих
коррекциюрегуляцииучебнопознавательнойдеятельностииконтрольсобственногорезультата.
При изучении материала по ОБЖ целесообразно давать алгоритм
ответаилинаводящиевопросы,использоватьплан,составленныйприподготов
кедомашнегозадания,которыепомогутпоследовательноизложитьматериал;у
пражнения,направленныенаотработкуплохоусвоенногоматериала,обсужден
иеошибоки ихустранение.
ПримернаятематическаяитерминологическаялексикасоответствуетПО
ОПООО.
ДляобучающихсясЗПРсущественнымиявляютсяприемыработыслекси
ческимматериаломпопредмету.Проводитсяспециальнаяработаповведению в
активный
словарь
обучающихся
соответствующей
терминологии.Изучаемыетерминывводятсянаполисенсорнойоснове;обязате
льнавизуальнаяподдержка,алгоритмыработысопределением,опорныесхемы
дляактуализациитерминологии.
Место учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» вучебномплане
ИзучениеучебногопредметаОБЖпредусматриваетсявтечениетрехлет,
в6–7классахпо 1 часувнеделю. ВсегонаизучениепредметаОБЖотводится68часа,
изнихпо 34 часавкаждомклассе.Часть учебных часов может быть вынесена на
дистанционное обучение и промежуточную аттестацию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Модуль«Культурабезопасностижизнедеятельностивсовременномобщ
естве».ПочемунужноизучатьпредметОБЖ.Опасностивжизничеловека.
Основныеправилабезопасногоповедениявразличныхситуациях.
Разновидностичрезвычайныхситуаций.
Модуль«Здоровьеикакегосохранить.
Организмчеловекаиегобезопасность. Системыорганов. Нервнаясистема. Сердце.
7
Дыхательнаясистема.
Правильноепитание.
Здоровьеоргановчувств.
Психическоездоровьечеловека.
Социальноездоровьечеловека.
Факторы,
влияющиеназдоровье.
Каквестиздоровыйобразжизни.
Физическаякультураиеёвлияниеназдоровье. Закаливание. Компьютериздоровье.
Инфекционныезаболеванияиспособыихпрофилактики.Основныепонятияоздоро
вьеиздоровомобразежизни.
Составляющиеифакторыздоровогообразажизни
(физическаяактивность,
питание,
режимдня,
гигиена).
Вредныепривычкииихфакторы
(навязчивыедействия,
игроманияупотреблениеалкоголяинаркотическихвеществ,
курениетабакаикурительныхсмесей),
ихвлияниеназдоровье.
Профилактикавредныхпривычекиихфакторов.
Модуль«Безопасностьнатранспорте».Правилаповедениядляпешеходов.
Правилаповедениядляпассажиров.
Есливыводительвелосипеда.
Безопасностьнадорогах.
Правилаповедениянатранспорте
(наземном,
втомчислежелезнодорожном,
воздушномиводном),
ответственностьзаихнарушения.
Модуль«Безопасностьвбыту».Средаобитаниячеловека.
Службыбезопасностигорода (поселка). Основныеправилабезопасностинаулице.
Безопасностьдома.
Безопасностьвподъездеинаигровойплощадке.
Правилаповеденияприпожаре.
Модуль«Безопасностьвсоциуме».Какиеконфликтывозникаютвсоциуме.
Чрезвычайныеситуациисоциальногохарактера.
РольгосударстваиобществавобеспечениибезопасностижизнииздоровьягражданР
оссийскойФедерации.
Модуль«Основыпротиводействияэкстремизмуитерроризму».Террориз
м, экстремизм, наркотизм - сущностьиугрозыбезопасностиличностииобщества.
Путиисредствавовлеченияподросткавтеррористическую,
экстремистскуюинаркотическуюдеятельность.
Ответственностьнесовершеннолетнихзаправонарушения.
Личнаябезопасностьпритеррористическихактахиприобнаружениинеизвестногоп
редмета,
возможнойугрозевзрыва
(привзрыве).
Личнаябезопасностьприпохищенииилизахватевзаложники (попыткепохищения)
8
иприпроведениимероприятийпоосвобождениюзаложников.
Личнаябезопасностьприпосещениимассовыхмероприятий.
Модуль
«Безопасность
винформационном
пространстве».
Информационная среда. Безопасное использование информационных
ресурсов.
Модуль«Безопасностьвприроднойсреде».Водоемы.
Правилаповеденияуводыиоказанияпомощинаводе.
Правилабезопасностивтуристическихпоходахипоездках.
Правилаповедениявавтономныхусловиях.
Сигналыбедствия,
способыихподачииответынаних.Стихийныебедствияиихопасности.
Ориентирование.
Чрезвычайныеситуацииприродногохарактера.
Туристскийпоход.
Модуль«Основымедицинскихзнаний».Основыоказанияпервойпомощи.
Перваяпомощьпринаружномивнутреннемкровотечении.
Извлечениеинородноготелаизверхнихдыхательныхпутей.
Перваяпомощьприушибахирастяжениях,
вывихахипереломах.
Перваяпомощьприожогах,
отмороженияхиобщемпереохлаждении.
Основныенеинфекционныеиинфекционныезаболевания,ихпрофилактика.
Перваяпомощьприотравлениях. Перваяпомощьпритепловом (солнечном) ударе.
Перваяпомощьприукусенасекомыхизмей.
Перваяпомощьприостановкесердечнойдеятельности.
Перваяпомощьприкоме.
Особенностиоказанияпервойпомощиприпораженииэлектрическимтоком.
Примерныеконтрольно-измерительныематериалы
Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся с
ЗПРпопредметупредусмотренконтрользнанийввиде:контрольныхработ,сам
остоятельных работ, зачетов, практических работ, тестирования. Одним
изметодов контроля результатов обучения обучающихся с ЗПР является
методполивариативногоэкспресстестированиясконструируемымиответами.Егоотличительнымичертамиявля
ются:оперативность,высокаястепеньиндивидуализации
знаний,
сравнительно малые затраты времени и труда напроверкуответов
обучающихся.
ДляобучающихсясЗПРвозможноизменениеформулировкизаданийна«поша
9
говую»,адаптацияпредлагаемоготестового(контрольнооценочного)материала:использованиеустныхиписьменныхинструкций,упрощен
иедлинных сложных формулировок инструкций, решение с опорой на
алгоритм,образец,использование справочнойинформации.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» НА
УРОВНЕОСНОВНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ
Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение
требований,устанавливаемыхФГОСкрезультатамосвоенияосновнойобразов
ательнойпрограммы(личностные,метапредметныеипредметные),которыедо
лжныдемонстрироватьобучающиесясЗПРпозавершенииобучениявосновной
школе.
Результатыосвоенияучебногопредмета«Основыбезопасностижизнедеятельн
ости»обучающимисясЗПРвцеломдолжнысовпадатьссоответствующимирезу
льтатамипримернойрабочейпрограммыучебногопредмета«Основыбезопасн
остижизнедеятельности»образовательнойпрограммыосновногообщегообраз
ования.
Наиболеезначимыеличностныеиметапредметныерезультатыдляобуча
ющихсясЗПР:
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
чувство ответственности и долга перед своей семьей, малой и
большойРодиной;
неприятиелюбыхформэкстремизма,дискриминации;
способность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение
ипоступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учетомосознанияпоследствийпоступков;активноенеприятиеасоциальныхпо
ступков;
осмыслениеличногоичужогоопыта,наблюдений,поступков;
ценностьздоровогоибезопасногообразажизни;усвоениеправилиндиви
дуальногоиколлективногобезопасногоповедениявчрезвычайныхситуациях,у
грожающихжизнииздоровьюлюдей,правилповедениянатранспортеина
дорогах;
осознаниепоследствийинеприятиевредныхпривычек(употребленияалк
оголя,наркотиков,курения)ииныхформвредадляфизическогоипсихического
10
здоровья;
соблюдениеправилбезопасности,втомчисленавыкибезопасногоповеде
ниявинтернет-среде;
способностьадаптироватьсякстрессовымситуациямименяющимсясоц
иальным,информационным иприроднымусловиям;
основыэкологическойкультуры,соответствующейсовременномууровн
юэкологическогомышления,приобретениеопытаэкологическиориентирован
нойпрактическойдеятельности вжизненных ситуациях;
активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;
освоение социальных норм, правил поведения в группах и
сообществах,включаявзрослыеисоциальные сообщества;
повышениеуровнясвоейкомпетентностичерезпрактическуюдеятельно
сть,втомчислеумение учиться удругихлюдей;
формированиеуменийпродуктивнойкоммуникациисосверстниками;
способность
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящиеизмененияиихпоследствия;формулироватьиоцениватьриски,
уметьнаходитьпозитивное в произошедшей ситуации; быть готовым
действовать в отсутствиегарантийуспеха;
способность связаться удобным способом и запросить помощь,
корректноиточносформулироваввозникшуюпроблему;
применениевповседневнойжизниправилличнойбезопасности;
способностькритическиоцениватьполученнуюотсобеседникаинформа
цию;
умениепередатьсвоивпечатления,соображения,умозаключениятак,что
быбытьпонятым другим человеком;
способность принимать и включать в свой личный опыт жизненный
опытдругих людей,исключая асоциальныепроявления;
адекватностьповеденияобучающегосясточкизренияопасностиилибезо
пасностидля себя или дляокружающих;
способностькорректноустанавливатьиограничиватьконтактвзависимо
стиотсоциальной ситуации;
способностьраспознаватьипротивостоятьпсихологическойманипуляц
ии,социальнонеблагоприятномувоздействию.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Овладениеуниверсальнымиучебнымипознавательнымидействиями:
определятьпонятия,создаватьобобщения,устанавливатьаналогии,клас
11
сифицироватьпозаданнымоснованиямикритериям(например,дляклассифика
ции опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической
иэкстремистской деятельности), устанавливать после предварительного
анализапричинноследственныесвязи,строитьлогическоерассуждение,умозаключение(по
аналогии) иделатьвыводы;
применять знаки и символы, модели и схемы для решения учебных
ипознавательных задач;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и ихпоследствияваналогичных или сходныхситуациях;
знатьииспользоватьприемыдействийвопасныхичрезвычайныхситуаци
яхприродного,техногенногоисоциальногохарактера,втомчислеоказаниеперв
ойпомощи пострадавшим.
Овладениеуниверсальнымиучебнымикоммуникативнымидействия
ми:
организовыватьучебноесотрудничествоисовместнуюдеятельностьсуч
ителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общеерешениеиразрешатьконфликтынаосновесогласованияпозицийиучетаи
нтересов;
формулировать,аргументироватьиотстаиватьсвоемнение;
проявлятькомпетентностьвобластииспользованияинформационнокоммуникационныхтехнологий;
взаимодействоватьсокружающими,выполнятьразличныесоциальныер
оливо времяи приликвидациипоследствий чрезвычайныхситуаций.
Овладениеуниверсальнымиучебнымирегулятивнымидействиями:
планироватьпутидостиженияцелейзащищенности,втомчислеальтерна
тивные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
ипознавательных задач;
определятьцелисвоегообучения,ставитьиформулироватьдлясебяновые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересысвоейпознавательнойдеятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлятьконтроль своей деятельности в процессе достижения
результата,
определятьспособыдействийвопасныхичрезвычайныхситуацияхврамкахпре
дложенныхусловийитребований,корректироватьсвоидействиявсоответстви
исизменяющейсяситуацией;
12
оцениватьправильностьвыполненияучебнойзадачивобластибезопасно
стижизнедеятельности,собственныевозможностиеерешения;
владетьосновамисамоконтроля,самооценки,принятиярешенийиосуще
ствленияосознанноговыборавучебнойипознавательнойдеятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Предметныерезультатыхарактеризуютсформированностьюуобучающ
ихсясЗПРосновкультурыбезопасностижизнедеятельностиипроявляются в
способности
построения
и
следования
модели
индивидуальногобезопасногоповеденияиопытееёприменениявповседневно
йжизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих
проблембезопасностииусвоенииобучающимисяминимумаосновныхключев
ыхпонятий,которыевдальнейшембудутиспользоватьсябездополнительныхр
азъяснений,
приобретении
систематизированных
знаний
основ
комплекснойбезопасностиличности,обществаигосударства,индивидуальной
системыздоровогообразажизни,антиэкстремистскогомышленияиантитеррор
истическогоповедения,овладениибазовымимедицинскимизнаниями
и
практическими умениями безопасного поведения в повседневнойжизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая
культура иосновыбезопасностижизнедеятельности»должныобеспечивать:
Поучебномупредмету«Основыбезопасностижизнедеятельности»:
сформированностькультурыбезопасностижизнедеятельностинаосновеос
военныхзнанийиумений,системногоикомплексногопониманиязначимост
ибезопасногоповедениявусловияхопасныхичрезвычайныхситуацийдля
личности, обществаигосударства;
сформированностьсоциальноответственногоотношениякведениюздоров
ого образа жизни, исключающего употребление наркотиков,
алкоголя,куренияинанесенияиноговредасобственномуздоровьюиздоровь
юокружающих;
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личногоучастиявобеспечениимербезопасностиличности,обществаигосуд
арства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении
государственнойимеждународнойбезопасности,обороныстраны,в
противодействииосновным вызовам современности: терроризму,
экстремизму, незаконномураспространениюнаркотическихсредств;
13
сформированностьчувствагордостизасвоюРодину,ответственногоотноше
нияквыполнениюконституционногодолга—защитеОтечества;
знаниеипониманиеролигосударстваиобществаврешениизадачиобеспечен
ия национальной безопасности и защиты населения от опасных
ичрезвычайныхситуацийприродного,техногенногоисоциального(втомчи
слетеррористического)характера;
пониманиепричин,механизмоввозникновенияипоследствийраспространё
нных видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые
могутпроизойтивовремяпребываниявразличныхсредах(бытовыеусловия,
опасные производства, дорожное движение, общественные места и
социум,природа,коммуникационные связи иканалы);
овладениезнаниямииумениямиприменятьмерыисредстваиндивидуально
йзащиты,приёмырациональногоибезопасногоповеденияв
опасныхичрезвычайных ситуациях;
освоениеосновмедицинскихзнанийивладениеумениямиоказыватьпервую
помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания,
наружныхкровотечениях,попаданииинородныхтелвверхниедыхательные
пути,травмах
различныхобластейтела,ожогах,отморожениях,отравлениях;
умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки
иприниматьобоснованныерешениявопасной(чрезвычайной)ситуациисуч
ётомреальныхусловийи возможностей;
освоениеосновэкологическойкультуры,методовпроектированиясобствен
нойбезопаснойжизнедеятельностисучётомприродных,техногенных
исоциальныхрисковна территориипроживания;
овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайныхситуацийвовремяпребываниявразличныхсредах(бытовыеу
словия,опасные производства, дорожное движение, общественные места
и социум,природа,коммуникационные связи и каналы).
Достижениерезультатовосвоенияпрограммыосновногообщегообразов
ания
обеспечивается
посредством
включения
в
указанную
программупредметныхрезультатовосвоениямодулейучебногопредмета«Осн
овыбезопасностижизнедеятельности».
Организациявправесамостоятельноопределятьпоследовательностьмод
улей для освоения обучающимися содержания учебного предмета
«Основыбезопасностижизнедеятельности».
14
».
Предлагаетсяраспределениепредметныхрезультатов,формируемыхвх
одеизученияучебного предметаОБЖ,сгруппироватьпоучебныммодулям:
6 класс
Модуль«Культурабезопасностижизнедеятельностивсовременномобществе
- знатьцелиизадачиучебногокурса«Основыбезопасностижизнедеятельности».
Модуль«Безопасностьнатранспорте».
- знатьсовременныевидытранспорта, ихназначениеиособенности;
- знатьправилабезопасногоповедениянадороге;
- уметьпланироватьбезопасныймаршрутвшколу.
Модуль«Безопасностьвсоциуме».
- знатьосновныеправилаповедениявшколе;
- знатьпричиныипоследствияконфликтоввсоциуме;
- уметьизбегатьконфликтовинаходитьспособыихразрешения.
Модуль«Основыпротиводействияэкстремизмуитерроризму».
иметьпредставлениеоролигосударстваиобществавобеспечениибезопасностижизнииз
доровьяграждан;
- иметьпредставлениеобэкстремизмеитерроризме;
Модуль«Безопасностьвинформационномпространстве».Информационнаяс
реда. Безопасноеиспользованиеинформационныхресурсов.
Модуль«Безопасностьвчрезвычайныхситуацияхтехногенногохарактера».
- знатьпричиныипоследствияпожаравшколеижилище;
- знатьправилабезопасногоповеденияприпожаревшколеилижилище;
- уметьиспользоватьпервичныесредствапожаротушения.
Модуль«Основымедицинскихзнаний».
- знатьвидытравмиихпричины;
- уметьоказыватьпервуюпомощьпритравмах.
7 класс
Модуль«Здоровьеикакегосохранить.
- знать, какоевлияниеоказываютвредныепривычкиназдоровьечеловека;
иметьпредставлениеоспособахпрофилактикивредныхпривычекиихнегативныхфакто
ров.
Модуль«Безопасностьвприроднойсреде».
- знатьприемыориентированиянаместности;
15
- знатьвиды, причиныипоследствияприродныхчрезвычайныхситуаций;
- знатьвидытуристскихпоходов;
- знатьспособыподачисигналовбедствия;
иметьпредставлениеобэтапахподготовкикпоходу,
выбореличногоигрупповогоснаряжения;
- уметьпредставлениеорежимеднятуриста;
- уметьопределятьазимутпокомпасу;
- уметьработатьстуристскойкартой;
- уметьпроизводитьрасчетпитаниявтуристскомпоходе.
Модуль«Основымедицинскихзнаний».
- знатьсоставаптечкипервойпомощи;
- уметьоказыватьпервуюпомощьприсолнечномилитепловомударе;
- уметьпроводитьсердечно-легочнуюреанимацию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количестве часов, отводимых на освоениекаждой
темы
учебного
предмета
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»адаптированной основной образовательной программы
основногообщего образования обучающихся с задержкой психического
развития,
в
целомсовпадаютссоответствующимразделомрабочейпрограммыучебного
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ООО.
Тематическое
планирование
по
курсу
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» для 5-7 классов составлено с учетом рабочей программы
воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений
школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
1. К семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
2. К труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне.
3. К своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками
и которую нужно оберегать.
4. К природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
16
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.
5. К миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье.
6. К знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
7. К культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
8.К здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир.
9. К окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества.
10. К самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Всего
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество
часов
Контрольные
работы
Практические
работы
6 класс
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1.Модуль «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ "
1.1
Здоровье
и
1
факторы,
влияющие на него
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
Реализация воспитательного
потенциала урока с учетом
рабочей
программы
воспитания
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
классе;
2.Привлекать
внимание
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
активации
познавательной
17
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение
4.Устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
1.2
Здоровье
правила
сбережения
и
его 2
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
классе;
2.Привлекать
внимание
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
активации
познавательной
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
18
Итого по разделу
3
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение
4.Устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
0
0
Раздел 2.Модуль "БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ "
2.1
Безопасное
поведение
природе
на 7
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
классе;
2.Привлекать
внимание
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
активации
познавательной
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
19
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение
4.Устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
2.2
Правила
безопасного
поведения
различных
походов
в 4
видах
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
классе;
2.Привлекать
внимание
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
активации
познавательной
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
20
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение
4.Устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
2.3
Безопасное
поведение
при
5
автономном
существовании
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
классе;
2.Привлекать
внимание
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
активации
познавательной
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
21
информации – обсуждать,
высказывать мнение
4.Устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
2.4
Опасные встречи в
природных
4
условиях
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
классе;
2.Привлекать
внимание
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
активации
познавательной
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение
22
4.Устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
2.5
Защита от опасных
и
чрезвычайных
ситуаций
6
природного
и
биологосоциальног
о характера
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
классе;
2.Привлекать
внимание
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
активации
познавательной
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение
4.Устанавливать
доверительные
отношения
23
Итого по разделу
26
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
0
0
Раздел 3.Модуль "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ "
3.1
Первая помощь в
природных
5
условиях
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
классе;
2.Привлекать
внимание
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
активации
познавательной
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение
4.Устанавливать
доверительные
отношения
24
Итого по разделу
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО 34
ПРОГРАММЕ
0
0
0
0
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Всего
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество
часов
Контрольные
работы
Практические
работы
7 класс
Раздел
1.Модуль
«КУЛЬТУРА
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ "
1.1
Человек и его
1
безопасность
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
БЕЗОПАСНОСТИ
0
http://schoolcollection.edu.ru
Реализация воспитательного
потенциала урока с учетом
рабочей
программы
воспитания
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
25
В
Итого по разделу
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
классе;
2.Привлекать
внимание
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
активации
познавательной
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение
4.Устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
1
0
0
4
0
0
Раздел 2.Модуль "ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ "
2.1
Чрезвычайные
ситуации
http://schoolcollection.edu.ru
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
26
биологосоциально
го происхождения
2.2
Здоровье
здоровый
жизни
и
образ 2
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
классе;
2.Привлекать
внимание
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
активации
познавательной
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение
4.Устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
27
Итого по разделу
6
классе;
2.Привлекать
внимание
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
активации
познавательной
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение
4.Устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
0
0
Раздел 3.Модуль "БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ"
3.1
Безопасное
поведение
дорогах
и
транспорте
на
2
в
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
28
3.2
Безопасность в
ситуациях,
связанных
с
2
железнодорожны
м транспортом и
метрополитеном
классе;
2.Привлекать
внимание
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
активации
познавательной
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение
4.Устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
0
0
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
классе;
2.Привлекать
внимание
29
Итого по разделу
4
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
активации
познавательной
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение
4.Устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
0
0
Раздел 4.Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ "
4.1
Как
улучшить
отношения
с 4
окружающими
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
классе;
2.Привлекать
внимание
30
Итого по разделу
4
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
активации
познавательной
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение
4.Устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
0
0
Раздел 5.Модуль "ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ "
5.1
Терроризм
—
угроза обществу
4
и
каждому
человеку
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
классе;
2.Привлекать
внимание
31
Итого по разделу
4
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
активации
познавательной
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение
4.Устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
0
0
Раздел 6.Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ "
6.1
Чрезвычайные
ситуации
природного
характера
7
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
классе;
2.Привлекать
внимание
32
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
активации
познавательной
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение
4.Устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
6.2
Природные
пожары
2
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
классе;
2.Привлекать
внимание
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
33
Итого по разделу
9
активации
познавательной
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение
4.Устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
0
0
Раздел 7.Модуль "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ "
7.1
Первая помощь и
правила
ее 4
оказания
0
0
http://schoolcollection.edu.ru
1.Реализовывать на уроках
мотивирующий
потенциал
юмора,
разряжать
напряженную обстановку в
классе;
2.Привлекать
внимание
обучающихся к обсуждаемой
на
уроке
информации,
34
Итого по разделу
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО 34
ПРОГРАММЕ
активации
познавательной
деятельности обучающихся;
3.Организовать
работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально
значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение
4.Устанавливать
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
5. Побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
6.Реализовывать
воспитательные возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на
основе восприятия элементов
действительности,
наблюдение
за
демонстрациями
учителя,
просмотр учебных фильмов.
0
0
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
35
6 КЛАСС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Вред табакокурения и употребления спиртных
напитков. Игромания. Компьютерная игровая
зависимость
1
Однодневные и многодневные, местные и дальние
туристские походы.
1
Основные
походах.
меры
безопасности
в
туристских
Ориентирование по солнцу. Ориентирование по
природным признакам. Ориентирование по
местным признакам. Способы определения сторон
горизонта по компасу, небесным светилам и карте.
Руководитель похода и его обязанности. Санитар и
его обязанности.
1
1
Организация движения при подъеме и спуске во
время горного похода.
Плавучие средства для водного похода. Общий
Практическ
ие работы
1
Признаки приближающейся грозы. Безопасное
поведение во время грозы.
Особенности снаряжения для лыжного похода.
Организация движения лыжников во время похода.
Фак
т
1
1
Пеший поход. Ведущий турист. Замыкающий
турист. Техника движения по равнинной и
пересеченной местности. Устройство бивака.
План
1
Состав аптечки первой помощи (походной
аптечки). Туристское снаряжение в зависимости от
вида похода.
Виды костров. Правила разведения костров.
Дата
1
Личная
гигиена
при
занятиях
туризмом.
Правильный выбор одежды и обуви по сезону для
участия в походе. Соблюдение правил личной
гигиены в походе.
Туризм как часть комплекса ГТО.
Контрольн
ые работы
Тема урока
Всего
№
п/п
Количество
часов
1
1
1
1
1
36
распорядок ходового дня. Правила действия во
время аварии судна.
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Особенности добровольного
существования в природе.
и
вынужденного
1
Сооружение временного жилища при автономном
существовании. Способы добывание огня.
1
Очистка и обеззараживание воды.
1
Съедобные растения, грибы, орехи.
1
Средства аварийной сигнализации
1
Правила поведения при встрече с дикими
животными (лосем, кабаном, волком, медведем,
лисой, бобром).
1
Безопасность при встрече со змеей.
1
Клещевой вирусный энцефалит, его переносчики,
места и время передачи, последствия заболевания.
Способы удаления клещей с тела.
1
Защита от комаров, мошки и других насекомых.
Факторы, способствующие и препятствующие
выживанию при автономном существовании.
Основные
походах.
меры
безопасности
в
туристских
1
1
1
Правила поведения на замерзшем водоеме.
1
Пожарная безопасность в лесу. Причины лесных
пожаров
Соблюдение требований пожарной безопасности в
противопожарный период.
1
Безопасность при купании в водоемах летом.
Правила поведения во время стихийных бедствий.
Народные средства для остановки кровотечения, от
кашля, от воспаления.
1
1
1
Первая помощь при травме конечностей, при
повреждении глаз и носа. Иммобилизация при
травме конечностей.
1
Первая помощь при переохлаждении, отморожении
и ожоге. Психологическая поддержка пострадавшего
1
Первая помощь при солнечном и тепловом ударах.
Резервный урок. Повторение.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
34
37
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Понятие «чрезвычайная ситуация». Чрезвычайные
ситуации природного характера. Чрезвычайные
ситуации техногенного характера. Чрезвычайные
ситуации социального характера.
Понятия «эпидемия»,
коронавируса.
«пандемия».
Пандемия
Понятия «эпизоотический очаг», «панзоотия».
Признаки инфекционных заболеваний животных.
Чрезвычайные ситуации биологосоциального
происхождения.
Понятия
«эпифитотия»,
«панфитотия».
Признаки
инфекционных
заболеваний растений.
Защита населения
эпифитотий.
от
эпидемий,
эпизоотий,
1
1
Безопасность пассажиров морских и речных
судов.
1
Аварийная
следования.
1
поезде
дальнего
Методы снижения влияния стресса на поведение и
общее состояние человека. Как избежать
конфликтной ситуации.
Побег из дома. Единый общероссийский телефон
доверия для детей, подростков и их родителей.
Практическ
ие работы
1
1
в
Факт
1
Безопасность на авиационном и водном
транспорте.
Правила
поведения
при
возникновении аварийной ситуации в самолете.
ситуация
План
1
1
Зоны опасности на железной дороге. «Зацеперы».
Дата изучения
1
Правила профилактики короновируса.
Профилактика инфекционных заболеваний.
Контрольн
ые работы
Тема урока
Всего
№
п/п
Количество
часов
1
1
1
38
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Признаки агрессивного поведения у подростков.
Как противостоять манипуляциям, в том числе в
информационной среде.
Понятия
«экстремизм»,
«экстремистская
деятельность». Опасные формы экстремистской
деятельности. Ответственность за экстремистскую
деятельность.
1
1
1
Виды террористической деятельности. Формы
проявления
терроризма.
Ответственность
несовершеннолетних
за
участие
в
террористической
деятельности.
Ложные
сообщения о терактах.
1
Общегосударственное
терроризму.
1
Как не стать пособником террористов.
противодействие
Праворадикальные сообщества. Леворадикальные
сообщества.
Общие правила интернет-безопасности с целью
противостояния экстремизму и терроризму.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера.
Чрезвычайные
ситуации
происхождения (землетрясение).
геологического
Чрезвычайные
ситуации
геологического
происхождения (извержения вулканов).
Чрезвычайные
ситуации
геологического
происхождения (оползни, обвалы).
Чрезвычайные
ситуации
метеорологического
происхождения (ураганы и бури.смерчи).
Чрезвычайные
ситуации
гидрологического
происхождения (наводнения, сели, цунами).
Чрезвычайные
ситуации
гидрологического
происхождения (снежные лавины).
Степные, тростниковые, лесные и торфяные
пожары.
Правила безопасности
Профилактика пожаров
и
защита
Виды
кровотечения.
Способы
остановки наружного кровотечения.
Оказание
первой
кровотечении.
помощи
при
населения.
временной
носовом
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
39
33
34
Переломы,
вывихи,
растяжения.
транспортировки пострадавшего.
Резервный урок. Повторение.
Способы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Б.О. Хренников, Н.В.
Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов
2. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-7 класс. Н.Ф. Виноградова,
Д.В. Смирнов, А.Б. Таранин.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9
классов общеобразовательных организаций под редакцией С.Н. Егорова;
2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-7 классы: методическое
пособие / Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru);
2. Основы безопасности жизнедеятельности (http://www.school-obz.org);
3. Российская электронная школа (resh.edu.ru);
4. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа (uchi.ru);
5. Электронная форма учебника.
40