МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнекатарачская основная общеобразовательная школа»
(МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»)
РАССМОТРЕНА
на заседании
педагогического совета
(протокол от 30.08.2024 № 1)
УТВЕРЖДЕНА
приказом
МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»
от 30.08.2024 № 3008-6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы социальной жизни»
для обучающихся 6 класса
Нижний Катарач, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОСЖ составлена в соответствии снормативноправовыми и инструктивно-методическими документами:
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 №115» (с
изменениями от 11 февраля 2022 г. №69).
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от
19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
- В соответствии с АООП (1 вариант) образовательной организации.
- Планируемыми результатами освоения, обучающимися с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной
общеобразовательной программы.
- Приказом Минпросвещения России от 23.12.2020 N 766 "О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N
254" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2021 N 62645).
- Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума в общеобразовательных организациях Российской Федерации.
- Учебным планом МКОУ «Нижнекатарачская ООШ» VIII вида на 2024-2025
учебный год.
Цель программы «Основы социальной жизни»- формирование знаний,
умений, навыков, способствующих практической подготовке обучающихся с
легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и отдаленном
социуме.
Основные задачи реализации программы «Основы социальной жизни»:
- расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с
различными сторонами повседневной жизни;
- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых
навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и
формирование необходимых умений;
- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений
социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами
учреждений и предприятий социальной направленности;
- усвоение морально – этических норм поведения, выработка навыков
общения (в том числе и использованием деловых бумаг);
- развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и
свойств личности.
Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни» в 6 классе
«Основы социальной жизни» — специальный предмет в программе обучения
детей с интеллектуальными нарушениями. Его содержание непосредственно
ориентировано на формирование у учащихся представлений о социальных
компонентах окружающего мира, а так же на овладение разнообразными видами,
средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность
установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с
окружающей
средой,
что
определено
Федеральным
государственным
образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее — ФГОС) и Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее—
ПрАООП).
Согласно ПрАООП, курс «Основы социальной жизни» имеет своей целью
практическую
подготовку
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой
деятельности в ближайшем и более отдалённом социуме. Также, как и в 5 классе, в
6 классе для достижения поставленной цели в центре внимания учителя на уроках
«Основы социальной жизни» должны быть два взаимосвязанных направления
работы. Во-первых, это формирование практических знаний и умений,
необходимых для повышения самостоятельности школьников при решении
повседневных вопросов, с учётом особенностей местности, где живут дети. Вовторых, это расширение коммуникативных умений обучающихся, что обеспечит им
возможность успешно адаптироваться в интенсивно меняющемся социуме, в том
числе обогащать знания и умения по мере изменений в окружающем социальном
мире.
Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» для 6 класса
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с ФГОС и ПрАООП, освоение обучающимися с умственной
отсталостью образовательной программы предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения ПрАООП включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося,
социально значимые ценностные установки. Именно личностным результатам
принадлежит ведущее место в структуре планируемых результатов обучения,
поскольку они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования
—
введения
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным
опытом.
Предметные результаты освоения ПрАООП включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. ПрАООП определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный.
Освоение курса «Основы социальной жизни» в 6 классе предполагает
овладение следующими предметными результатами на соответствующих уровнях.
Минимальный уровень:
• представления о продуктах питания, относящихся к отдельным группам (хлеб,
хлебобулочные изделия, специи, приправы, чай, кофе, яйца), понимание их значения
для здоровья человека;
• приготовление под руководством учителя несложных видов блюд для
завтрака;
• представления
о санитарно-гигиенических требованиях к процессу
приготовления пищи;
• соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
• соблюдение изученных правил ухода за одеждой в повседневной жизни;
• знание названий некоторых предприятий бытового обслуживания и их
назначения;
• знание названий некоторых торговых организаций и их назначения;
• соблюдение
правил поведения в общественных местах (магазинах,
транспорте, социально-досуговых учреждениях).
Достаточный уровень:
• знание
способов хранения и переработки продуктов питания (хлеб,
хлебобулочные изделия, крупы, яйца, чай, кофе, приправы, специи);
•
•
•
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд на завтрак;
соблюдение правил поведения в общественных местах;
представления о морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья,
мытьё посуды);
•
пользование средствами связи для решения практических житейских задач.
Изучение программы «Основы социальной жизни» в 6 классе ориентировано на
целенаправленное
достижение
следующих
личностных
результатов,
предусмотренных ПрАООП:
• воспитание уважительного отношения к мнению педагогов, одноклассников,
членов своей семьи;
• развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
• совершенствование навыков адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
• расширение
спектра социально-бытовых навыков, необходимых в
повседневной жизни;
• дальнейшее развитие коммуникативных навыков и умения пользоваться
принятыми нормами социального взаимодействия;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
• воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
•
Процедуры итоговой и промежуточной аттестации
Исходя из основной цели и задач курса, промежуточная и итоговая аттестация
по предмету «Основы социальной жизни» должны максимально отражать картину
сформированности у школьников практических умений и навыков по изученным
темам и разделам программы.
В этой связи итоговая работа должна быть организована таким образом, чтобы
учитель имел возможность оценить как предметные, так и личностные достижения
учеников, проявляющиеся прежде всего в процессе коммуникации друг с другом.
Формы такой работы — проект и практическая работа. В рамках этих форм
организации деятельности шестиклассников учитель имеет возможность
дифференцированной постановки учебных задач и организации деятельности
каждого ученика в зоне его актуального развития. Соответственно, и учебные
достижения возможно оценить максимально индивидуализированно.
Как мы отмечали в рабочей программе по предмету для 5 класса, работу на
уроках «Основы социальной жизни» предпочтительно «вывести за орбиту»
традиционных школьных оценок, чтобы привлечь ребят к активной деятельности и
исключить «демотиваторы» в виде отрицательных оценок. Рекомендуется
использовать шкалу оценок: «отлично», «очень хорошо» и «хорошо», где «отлично»
означает умение ученика самостоятельно использовать изученный материал при
решении учебныхи бытовых задач; «очень хорошо» — использование полученных
знанийи умений возможно при организующей помощи взрослого; «хорошо» —
умение в стадии формирования. Если формирование того или иного умения не
является актуальным для школьника на данный момент, оценка по теме или виду
работы ему не выставляется.
Согласно рекомендациям ПрАООП, оценку личностных результатов учащихся
в процессе обучения можно проводить по следующей шкале: 0 — нет динамики по
направлению; 1 — имеет место динамика индивидуального развития; 2 —
представления полностью сформированы в соответствии с общественными нормами
и используются обучающимся самостоятельно.
Оценочнаякартаформированияпредметныхуменийвходеизучениякурса«Основ
ысоциальнойжизни»в6классе
предметныерезультатыобучения Ф.и.обучающегося
в6классе
Iч.
IIч.
IIIч.
Умение организовывать своё
время,в том числе выбирать
досуг по интересам
Умениявобластидомашнегохозя
йства(уборкадома,уходзадомашн
имиживотными,стиркаинекотор
ыедругие,обсуждавшийсянаурок
ах)
Соблюдениеправилповедениявоб
щественныхместах
Умениевыбратьблюдосогласнопри
ёмупищиисобственнымпредпочте
ниям
Приготовлениенесложныхзнаком
ыхблюд
IVч.
Оценочная карта динамики личностных результатов по итогам работы по предмету
«Основы социальной жизни» в 6 классе
Направления личностного развития
учащихся
Адекватность
представлений
о
собственных
возможностях,
о
насущно
необходимом
жизнеобеспечении
Владение
социально-бытовыми
навыками,
используемыми
в
повседневной жизни
Владение
начальными
навыками
адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире
Навыки сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных
ситуациях
Проявление
эстетических
потребностей, ценностей и чувств
Проявление
этических
чувств,
доброжелательности,
эмоциональнонравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи,
сопереживания
чувствам других людей
Наличие установки на безопасный,
здоровый образ жизни, мотивации к
творческому
труду,
работе
на
результат, бережного отношения к
материальным и духовным ценностям
Ф.и. обучающегося
Сентябрь
январь
май
Формы организации учебных занятий
Согласно ПрАООП, на изучение курса «Основы социальной жизни» в 6 классе
отводится 2 часа в неделю. Так же, как и в предшествующий год обучения,
насыщенность программы диктует необходимость изучениянового почти на каждом
уроке. А значит, и в 6 классе предпочтение отдаётся комбинированной структуре
урока.
Такая композиция урока определяет его динамичность. В этой связи
поддержание активности у школьников — особая задача учителя. Для сохранения
работоспособности и продуктивности учащихся на протяжении всего занятия
необходимо включать в урок динамические паузы, предусматривать смену видов
деятельности (работа за партой, у доски, в группах за «круглым столом», игра и
другие в зависимости от цели урока), а также использовать зрительные наглядные
опоры для поддержания умственной активности школьников. Взросление
школьников позволяет больше включать в процесс обучения схематическую
наглядность, например таблицы, схемы, планы.
Завершающие уроки в каждой четверти и в учебном году могут быть отнесены к
урокам обобщения и систематизации знаний. Здесь к уже знакомой форме
проектной работы в 6 классе добавляются форматы урока — практической работы и
урока-экскурсии. Это позволяет сделать акцент на практической направленности
обучения, создать условия для закрепления полученных знаний в деятельности.
Кроме того, на итоговых уроках учитель имеет возможность дополнить материал
учебника иными практическими и аспектами темы. Например, в работе над темой
«О хвостатых, пернатых и других домашних любимцах» возможно рассмотреть
вопросы уборки за собаками при их выгуле на улице; вреда, который собачьи
экскременты наносят окружающей среде; ответственности за выгул питомца в
неположенном месте и без намордника; ответственности за лай и вой домашнего
питомца в многоквартирном доме и т.п.
При выполнении практической работы «Приглашение на завтрак» возможно
расширить круг выполняемых заданий за счёт обучения работать с рецептами,
представленными в виде серии картинок или символов; житейских задач на расчёт
продуктов на количество порций, необходимых для всех учеников в классе;
понимание инструкции типа: 3 части продукта на 1 часть продукта и др.
Очевидно, что выбор дополнительного содержания по теме должен
определяться интересами учащихся данного класса и социальным контекстом их
жизни.
Отдельно необходимо отметить, что в 6 классе всё содержание, относящееся к
разделу программы «Транспорт», рассматривается с учащимися только в
практическом ключе, в рамках подготовки к экскурсиям и собственно в процессе
пользования общественным транспортом на уроке-экскурсии.
Содержание учебного предмета
В 6 классе учащиеся знакомятся со следующими темами и соответствующим
учебным материалом (в соответствии с ПрАООП).
Жилище
Домашние животные. Содержание животных (собак, кошек, птиц) в городской
квартире: кормление, выгул, уход за внешним видом и здоровьем домашнего
питомца. Домашние животные и птицы в сельской местности: виды домашних
животных, особенности содержания и уход. Наиболее распространённые болезни
некоторых животных. Ветеринарная служба.
Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание. Стиральные
средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих
средств. Магазины по продаже электробытовой техники (стиральных машин).
Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в жилых помещениях и их
назначение (мягкая, корпусная). Уход за мебелью: средства и правила ухода за
различными видами мебели. Магазины по продаже различных видов мебели.
Убранство жилых комнат: зеркала, картины, фотографии; ковры, паласы;
светильники. Правила ухода за убранством жилых комнат.
Питание
Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения
хлебобулочных изделий. Вторичное использование чёрствого хлеба. Приготовление
простых и сложных бутербродов и канапе.
Соль, сахар, пряности и приправы. Соль и её значение для питания.
Использование соли при приготовлении блюд. Сахар: его польза и вред. Виды
пряностей и приправ. Хранение приправ и пряностей.
Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные
последствия чрезмерного употребления чая и кофе.
Приём пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение.
Каши. Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья). Напитки для завтрака.
Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для приготовления
завтрака. Приготовление некоторых блюд для завтрака. Стоимость и расчёт
продуктов для завтрака. Посуда.
Транспорт
Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения,
электрички. Стоимость проезда. Расписание.
Семья
Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки и
др., правильная, рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия
в свободное время.
Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещение
музеев, театров и т. д.
Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы; посещение
спортивных секций и др.
Досуг как развитие постоянного интереса к какому-либо виду деятельности
(хобби): коллекционирование чего-либо, фотография и т.д.
Тематическое планирование уроков «Основы социальной жизни» в 6 классе
I четверть, 8 учебных недель
№ Раздел Дата
п/п програм
мы
02.09
1-2-3
06.09
09.09
4-5
6-7
Семья
13.09
16.09
20.09
23.09
Тема урока
Основное содержание уроков
Какие планы?
Обсуждение проблемных вопросов: «Зачем
планировать своё время?», «Как удобно
планировать время?»
Практическое разъяснение понятия «свободное
От чего я свободен время», актуализация опыта школьников по
в свободное время? теме урока и подведение к выводам о
возможных вариантах полезного использования
свободного времени
Досуг для
развития
своего
интеллекта
Практическое разъяснение понятия «досуг»,
актуализация опыта школьников, связанного с
формами проведения досуга, и подведение к
выводам о возможных вариантах досуга,
полезного для умственного развития
8-9
10-11
12-13
14
15-16
27.09
30.09
04.10
Досуг для
развития
силы,
ловкости и
бодрости
Увлечения для
развлечения
Актуализация личного опыта школьников и
расширение представлений о формах проведения
досуга с пользой для здоровья (туристические
походы; посещение спортивных секций,
подвижные игры и др.). Обсуждение возможных
форм активного отдыха с учётом условий
местности, где живут школьники
Досуг как развитие постоянного интереса к
какому-либо виду деятельности (хобби):
коллекционированию чего-либо, фотографии и
т.д.
07.10
11.10
14.10
Какие планы на
выходные?
18.10
Виртуальная
экскурсия
Виды семейного досуга, планирование выходных
дней и каникул, рациональная организация
досуга
Знакомство с виртуальной экскурсией как
формой проведения досуга
21.10
25.10
Проектная работа
«Мне скучать
некогда! А вам?»
Постановка цели проекта, планирование
совместной работы, выполнение элементов
творческой работы, презентация проекта
II четверть, 8 учебных недель
№ Раздел Дата
програ
ммы
08.11
1-211.11
3
15.11
18.11
4-5
22.11
6-7
25.11
29.11
02.12
8-9
Жилище 06.12
Тема урока
Основное содержание уроков
Животные в
доме
человека
Забота о домашних
животных
Актуализация личного опыта и знаний о
содержании животных в доме
Домашняя ферма
Домашние животные и птицы в сельской
местности: виды домашних животных,
особенности содержания и уход
Наиболее распространённые болезни некоторых
животных. Ветеринарная служба
1011
09.12
13.12
Ветеринарная
служба
12
16.12
Тематическая
экскурсия по
выбору учителя
«О хвостатых,
пернатых и
других домашних
любимцах»
13141516
Проектн 20.12
ая
23.12
работа
27.12
28.12
Содержание животных (собак, кошек, птиц) в
городской квартире: кормление, выгул, уход за
внешним видом и здоровьем домашнего питомца
Знакомство школьников с социальными
объектами своей местности
Постановка цели проекта, планирование
совместной работы, выполнение элементов
творческой работы, презентация проекта
№ Раздел Дата
програ
ммы
10.01
1-2
13.01
Ⅲ четверть, 10 учебных недель
Тема урока
Основное содержание уроков
Еда – только с
пользой для
здоровья!
Приём пищи. Первые, вторые и третьи блюда:
виды, значение
Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной
продукции. Правила хранения хлебобулочных
изделий
Виды каш. Отбор продуктов для приготовления
каши. Сахар. Его польза и вред
3-4
17.01
20.01
5-6
24.01
27.01
Хлеб – всему
голова!
31.01
03.02
07.02
10.02
14.02
17.02
21.02
24.02
Каша – матушка
наша
7-8-9
10-1112
13-14
Питание
Идеальный завтрак Напитки для завтрака. Составление меню для
завтрака
Раз яичко, два
яичко
Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья)
Секреты вкуса:
специи и
пряности
Соль, пряности и приправы. Соль и её значение
для питания. Использование соли при
приготовлении блюд. Виды пряностей и приправ
151617
28.02
03.03
07.03
Чай или кофе?
18
10.03
Тематическая
экскурсия
Напитки для завтрака. Чай и кофе. Виды чая.
Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и
негативные последствия чрезмерного
употребления чая и кофе
Знакомство школьников с социальными
объектами своей местности
1920
2122
14.03
17.03
21.03
31.03
Приглаше
ние на
завтрак
Отбор необходимых продуктов для
приготовления завтрака. Приготовление
некоторых блюд для завтрака
1-2
04.04
07.04
Секреты
бережной
стирки
11.04
14.04
Поговорим о
домашнем уюте
3-4
5-6-7
Жилице
18.04
Ⅳ четверть, 8 учебных недель
Ручная стирка белья: замачивание, кипячение,
полоскание. Стиральные средства для ручной
стирки. Техника безопасности при использовании
моющих средств
Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в
жилых помещениях и их назначение (мягкая,
корпусная). Уход за мебелью: средства и
правила ухода за различными видами мебели
Убранство жилых комнат: зеркала,
картины, фотографии; ковры, паласы;
светильники. Правила ухода за убранством
жилых комнат
21.04
25.04
8-9
28.04
05.05
За покупками!
Магазины для приобретения различных товаров.
Покупка товаров через Интернет
10-1112-13
12.05
16.05
19.05
23.05
Итоговая
проектная работа
Тема проекта: «Дом
в моём стиле»
Итоговая
контрольнодиагностическая
работа
Резервный урок
Актуализация опыта школьников и закрепление
полученных знаний в творческой деятельности.
Знакомство школьников с социальными
объектами своей местности
14
Итого
68 ч.
26.05
Проверка знаний учащихся, подведение итогов
работы за учебный год