МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнекатарачская основная общеобразовательная школа»
(МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»)
РАССМОТРЕНА
на заседании
педагогического совета
(протокол от 30.08.2024 № 1)
УТВЕРЖДЕНА
приказом
МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»
от 30.08.2024 № 3008-6
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основного общего образования
«Мир истории»
Для учащихсяс ОВЗ 6класса
Нижний Катарач 2024
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа по предмету «Мир истории» для 6 класса МКОУ
«Нижнекатарачская ООШ», реализующей адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработана в
соответствии с документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013)
N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной
отсталостью. Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от «19» декабря 2014 г. № 1599.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)
МКОУ«Нижнекатарачская ООШ».
- Индивидуальныйучебныйпланучащегося6классана2024 -2025учебныйгод.
- Календарный учебный график МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»
Рабочая программа является приложением к Адаптированной основной
общеобразовательной программе общего образования учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пропедевтический курс«Мир истории» (пропедевтика) предназначен для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) 6 класса.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке
обучающихся к усвоению курса «История Отечества»в VII- IX классах. Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- формирование первоначальных представлений об особенностях жизни,
быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
формированиепервоначальныхисторическихпредставленийо«историческомвремени
»и
«историческом пространстве»;
- формированиеисторическихпонятий:«век»,«эпоха»,«община»инекоторыхд
ругих;
- формирование умения работать с «лентой времени»;
формированиеуменияанализироватьисопоставлятьисторическиефакты;делатьп
ростейшие выводы и обобщения;
-помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности,
патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других
народов;
- воспитаниеинтереса кизучениюистории.
Поставленные задачи определяются особенностями психической
деятельности детей с нарушениями интеллекта, существенно отличающихся
от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития
этих детей необходимо для эффективной работыс ними, для понимания
причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для
поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Общаяхарактеристикаучебногопредмета«Миристории»
Восновуразработкипропедевтическогокурса«Миристории»(пропедевтика)
положено научное исследование Л.В. Смирновой, которая выявила, что
представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до
начала обучения) у учащихся 6 класса носят разобщенный, фрагментарный
характер. Дети не могут точно назвать страну,
край,область,вкоторойживут,смешиваютпонятиястолица,главныйгородкрая,обл
асти,
непредставляютсоставчиславовременныхграницахвека,неумеютобъяснить,ктот
акиепредки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее,
прошлое и многие другие понятия.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как
учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала,
овладение ЗУН, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность
ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка
с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в
обществе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания
учеников,причем нетолько по истории, но и иным предметам. Учитывается, что
уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы
позволяет шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с
тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой
цивилизации.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с
ограниченными возможностями здоровья;направлена на всестороннее развитие
личности воспитанников, способствует их умственному развитию,
обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание.
Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципомявляется принцип коррекционной
направленности.Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
воспитанников специфических нарушений. Программа также строится на
принципе воспитывающей и развивающей направленности обучения, принципе
научности и доступности обучения, принципе систематичности и
последовательности в обучении, принципе наглядности в обучении, принципе
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Важной составной частью курса «Мир истории» является историкокраеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается
изучение истории с древности до настоящего времени. Живое слово учителя
играет ведущую роль в обучении истории. Сообщаяновый материал, учитель
должен показать его взаимосвязь с изученным ранее. Усвоение исторических
событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный
сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен
включать в рассказкультурно-бытовые сведения, способствующие
формированию правильных исторических представлений (внешний вид города,
села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей
эпохи). Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочнымчтением текстов из
учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание
уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами,
что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой
подход является существенной частью коррекционной работы на уроках
истории. Применение многообразных наглядных средств формирует умение
представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков
был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов
— важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность
уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи
в другую. При изучении истории важно вести специальную работу по
использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры,
викторины с использованием исторических дат. Особое внимание уделяется
краеведческой работе с использованием местного исторического материала.
Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских
качеств ученика.
Припроведенииуроковиспользуютсяметоды:
Словесные-рассказ,объяснение,беседа,работасучебникомикнигой;
Наглядные-наблюдение,демонстрация;
Практические–упражнения,работасисторическойкартой,картиной,сх
емами. Занятия проводятся в классно-урочной форме.
ПрипроведенииурокаприменяютсяТСО:фрагментыкино,мультфильмов,мульт
имедиа, музыкальные фрагменты. ДляконтроляЗУН
воспитанниковприменяютсятестовые,контрольные,самостоятельные работы.
Местоучебногопредмета«Миристории»вучебномплане
Учебный предмет «Мир истории» входит в предметную область «Человек
и общество», относится к обязательной части учебного плана образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Настоящая программа рассчитана для учащихся 6 класса. Срок реализации
настоящей программы 1 учебный год. По годовому учебному плану на учебный
предмет отведено 68 часов в год или 2 часа в неделю.
Формированиебазовыхучебныхдействий
Изучение учебного предмета «История» обеспечивает формирование
личностных, коммуникативных, познавательных учебных действий. В предмет
заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями.
Коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с
нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация
выпускника в общество.
Планируемыерезультатыосвоенияучебного
предмета«Миристории»6класс
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Мир истории»
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место
принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых
для достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты
освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки. Планируемые личностные результаты учитывают
типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их
личностного развития в процессе целенаправленной
образовательнойдеятельностипоизучению учебногопредмета
«Миристории».Однако,ввиду индивидуальных особенностей и возможностей
обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные
результаты, следует рассматривать как возможные личностные результаты
освоения учебного предмета.
Личностныерезультатыосвоенияучебногопредмета«Миристории»
1) осознаниесебякакгражданинаРоссии;формированиечувствагордостизасвою
Родину;
2) воспитаниеуважительногоотношениякиномумнению,историиикультуре
другихнародов; сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладениесоциальнобытовыминавыками,используемымивповседневнойжизни;
6) владениенавыкамикоммуникацииипринятыминормамисоциальноговзаимод
ействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разныхсоциальных ситуациях;
10) воспитаниеэстетическихпотребностей,ценностейичувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;сформированность установки на
безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
13)проявлениеготовностиксамостоятельнойжизни.
Предметныерезультатыосвоенияучебногопредмета«Миристории»6 класс:
Планируемыепредметныерезультаты предусматривают
овладениеобучающимися знаниямии умениями по предмету «Мир истории»и
представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и
достаточному. Минимальный уровень освоения АООП является обязательным
для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в АООП (вариант 1),
отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Планируемыепредметныерезультатыосвоенияучебногопредмета«М
иристории»кконцуобученияв6классе
Достаточныйуровень
Минимальныйуровень
-знание некоторых
-понимание доступных
основных фактов
исторических фактов;
историческихсобытий,явлений,
-знаниенекоторыхфактов
процессов;
исторических событий, явлений,
процессов;
удовлетворительноеосмыслениеи
-усвоение наиболее
реализацияосновных
доступных понятий истории на
исторических
уровне их понимания и узнавания;
понятийипредставленийизвсехра
-использование некоторых
зделов программы, их использование в
усвоенных понятий в активной
самостоятельнойречи,впере
речи;
сказах, ответах на вопросы;
-умение отвечать на вопросы
-умение участвовать в
по основнымтемам,выбирать
диалогах и беседах по основным
правильный ответ из ряда
темам программы поистории;
предложенных вариантов
-понимание содержания
(заданий) с помощью педагога;
учебных заданий, их выполнение
-усвоение элементов
самостоятельно или с помощью
контроляучебной деятельности
учителя;
(с помощью памяток,
-владение элементами
инструкций, опорных схем);
самоконтроля при выполнении
-использование помощи
заданий;
учителя при выполнении учебных
-владение элементами
задач,
оценки и самооценки;
умение самостоятельно
исправить ошибки;
высказываниесобственныхсужде
нийи личностное отношение к
изученным фактам;
-проявлениеинтересакизучению
истории;
Содержаниеучебногопредмета«Миристории»
сопределениемосновныхвидовпрактическихзаданийобучающимся.
Раздел1.ВВЕДЕНИЕ
Представлениеосебе,обокружающихлюдях,пространствевокругнас-18
часов
История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное
имя. Знаменитые имена в России (2-3 примера). История фамилии.
Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие о семье.
Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной.Понятия: поколения,
предки, потомки. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Дом,вкоторомтыживёшь.Гденаходитсятвойдом(регион,город,посёлок,село).Кто
икогда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье,
соседях. История улицы.
Названиеулиц,ихпроисхождение.Улицы,накоторыхрасположенымойдом,мояшк
ола.Местность, где мы живём (город, село). Название местности,
происхождение названия. Край (область, республика), в котором мы живём,
главный город края. Национальный состав. Основные занятия жителей края,
города. Страна, в которой мы живём. Название страны. Столица. Население,
национальный состав страны. Главный город страны. Понятие о
государственных символах: Государственный герб, Государственный флаг,
Государственный гимн. Руководство страны. Понятия о большой и малой
родине. Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы
живём. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна. Понятия:
человечество, Отечество, страна, парламент, президент.
Рекомендуемыевидыпрактическихзаданий
Заполнениеанкет,выполнениезаданийктекстамвучебник
е; тематическое рисование;
составление письменных и устных рассказов о себе, друзьях, родственниках,
членах семьи;
написаниесвоейбиографии,биографийчленовсемьи.Родословноедрево(рисунок).
Словесный автопортрет, портрет членов семьи, друзей;
толкованиепословиц,подборпословиц;
слушаниепесен,стихов,просмотрвидеофрагментов; рисунки, схемы улиц,
маршрутов движения;
пропедевтическаяработассимволами,цветамикарты.РисованиеГосударственно
гофлага, прослушивание Государственного гимна;словарнаяработа.
Представлениеовременивистории-11часов
Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия:
вчера, сегодня, завтра. Приборы для отсчёта времени. Меры времени.
Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История календаря. Понятие
об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха
(общее представление), «лента времени». Краткие исторические сведения о
названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь).
Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас настоящее; завтра, через день, через месяц, через год-будущее. Части века,
середина века, конец века, границадвух
веков(конецодноговекаиначалодругого);текущийвек,тысячелетие,основные
события 20 в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (21 в.).
Рекомендуемыевидыпрактическихзаданий
Изображениесхемсменяемостивременгода;
составлениекалендарянанеделю,месяц,изображениелентывремениодногостоле
тия; ориентировка на ленте времени;
рассказыобисториикалендаря;
пословицыипоговоркиовремени,временахгода,очеловекеивремениид
р.; подготовка и проведение тематических занятий, викторин.
Начальныепредставленияобистории -4часа
История – наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом).
Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения.
Историческая память России (3- 4 примера). Способы получения знаний о
прошлом. Науки, помогающие добывать
историческиесведения:археология,этнография,геральдика,нумизматикаидр.(эле
ментарные представления на конкретных примерах). Источники исторических
знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры
(старинные книги,летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах,
археологические находки; памятники строительства, зодчества,
архитектуры,устные источники (фольклор). Исторический музей,
краеведческий музей.
Архив.Библиотека.Понятиеобисторическомпространстве,историческойкарте.
Рекомендуемыевидыпрактическихзаданий
Чтениеипересказыадаптированныхтекстовпо теме;
рассматриваниеианализиллюстраций,альбомовсизображениям
игербов,монет,
археологическихнаходок,архитектурныхсооружений,относящихсяк
различным историческим эпохам;
экскурсиивкраеведческий,историческиймузеи;ознакомлениесисторическимип
амятниками,архитектурнымисооружениями; составление вопросов для викторин;
просмотрвидеофрагментов;игры;выпускисторическойгазеты;
подготовкаипроведение викторин.
Раздел2.ИСТОРИЯДРЕВНЕГОМИРА- 8часов
Человек – житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле
(научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления
человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда
обитания.Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от
современного человека. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного
века. Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике.
Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей.
Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных
верований. Язычество. Зарождение речи. Наступление ледников. Смена образа
жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание.
Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких
животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.
Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру.
Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике
людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда.
Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей.
Понятие о семье, общине, роде, племени
Рекомендуемые виды практических
заданий
Чтениеипересказыадаптированныхтекстовп
отеме; экскурсии в краеведческий,
исторический музеи;
составлениевопросовдляв
икторин; просмотр
видеофрагментов;
подготовкаипроведениевиктори
н;
заполнениетаблиц,составлениеустныхрассказовпотабли
цам; составление описаний по плану;
словарнаяработа.
Раздел3.ИСТОРИЯВЕЩЕЙИДЕЛЧЕЛОВЕКА-20часов
Историяосвоениячеловекомогня,энергии
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком,
культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких
животных. Использование огняв производстве: изготовление посуды, орудий
труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др. Огонь в военном деле.
Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн. Огонь и
энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие
представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей.
Современные способы получения большого количества энергии.
Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания
полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов
Земли для жизни всего человечества.
Историяиспользованиячеловекомводы
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озёр, морей.
Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история
мореплавания, открытие новых земель (общие представления). Вода и
земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль
поливного земледелия, его значение в истории человечества. Использование
человеком воды для получения энергии:
водяноеколесо,гидроэлектростанция.Использованиеводыпридобыче
полезныхископаемых. Профессии людей, связанных с освоением энергии и
водных ресурсов.Историяжилищачеловека
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые
жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища,
материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в
зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.).
История совершенствования жилища. Материалы для строительства,
используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и
национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об
архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.
Историяпоявлениямебели
Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах,
материалах для её изготовления. История появления первой мебели. Влияние
исторических и национальных
традицийнаизготовлениемебели(общиепредставления).Изготовлениемебеликак
искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанных с изготовлением
мебели.
Историяпитаниячеловека
Питание как главное условие жизни любого живого организма.
Уточнение представлений о пищечеловека вразныепериодыразвития общества.
Добываниепищи древнимчеловеком как борьба за его выживание. Способы
выживания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие
(выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство.
Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни
человека. История хлеба и хлебопечения. Способы хранения продуктов
питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными
традициями. Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у
разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие
сохранения здоровья и жизни человека.
Историяпоявленияпосуды
Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления
посуды.История появления посуды.Глинянаяпосуда.Гончарноеремесло,
изобретениегончарногокруга, егозначениедля развития производства глиняной
посуды. Народные традиции в изготовлении глинянойпосуды (3 – 4 примера).
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, её
виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные
традицииеёизготовления(3–4примера).Посудаиздругихматериалов.Изготовлени
е посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
Историяпоявленияодеждыиобуви
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы
для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека. Одежда как
потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий
среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы,
инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и
скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды.
Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды.
Народные традиции изготовления одежды (2 – 3 примера). Изготовление
одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных
народов. Образцы народной одежды (на примере региона). История появления
обуви. Влияние климатических условий на возникновениеразных видов обуви.
Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
Раздел4.ИСТОРИЯЧЕЛОВЕЧЕСКОГООБЩЕСТВА-12часов
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение
человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений
о мире. Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство,
буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения. Направления в
науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в
ходе развития науки. Значение устного творчества для истории: сказания,
легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды
письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и
славянский алфавит. История книги и книгопечатания. Культура и человек как
носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности.
Видыинаправленияискусства.Условиядлявозникновениягосударства.Апп
аратвласти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия,
диктатура, демократическая республика. Политика государства, гражданские
свободы, государственные законы.
Экономикакакпоказательразвитияобществаигосударства.Историяденег,торгов
ли. Государства богатые и бедные.
Войны.Причинывозникновениявойн.Историческиеурокивойн.
Рекомендуемые виды практических заданий
Чтениеипересказыадаптированныхтекстовпотеме; экскурсии в
краеведческий, исторический музеи;
составлениевопросовкданномусодержанию; просмотр видеофрагментов;
подготовкаипроведение викторин;
заполнениетаблиц,составлениеустныхрассказовпотаблицам;
составлениеописанийпоплану,поиллюстрациямиопорнымсловам; словарная
работа;
письменноеоформлениевыводовпотеме;
работаспословицами(толкование,подбор); работа с контурной картой;
составлениетезисовпотеме;
групповаяработа,презентациядокладов; словесное рисование по теме;
составлениеписьменныхответовнавопросы; рисование по представлению;
поискнужнойинформациивтексте.
Тематическоепланированиесопределениемосновныхвидовдеятельности
№
1
2
Темаурока
Введение.
Чтоизучает
история?
Историяиме
ни.
К
ол- во
ч
асов
1
1
3
Отчестваиф
амилии.
1
4
Семья.
1
Виддеятельности обучающихся
Составлениерассказапосхеме.
Просмотр
видеофрагмента.
Запись значения своего имени.
Образование
полныхинеполныхимён.Знакомствос
именами
знаменитыхроссиян.Просмотрви
деофрагмента.
Образованиеотчествотимён.
Исследование
фамилий.Заполнениеанкеты.
Рисунокнатему: «Моясемья»,
толкование
пословицосемье.Слушаниепесен
о семье.
5
Поколениял
юдей.
Родословна
я.
Биография.
1
Объяснениепонятий.Составление
родословного
древа.
1
Мойдом.
Малая
родина.
1
История
1
Мойродной
2
1
НашаРодин
а–Россия.
1
1
Устройство
нашего
государства
.
Москвастолицанашей
Родины.
1
Написаниесвоейбиографииподан
номуплану.
Объяснениепословицодоме,хозя
йстве, соседях.
Рисованиесвоегодома(либобуду
щегосвоего дома).
Объяснениепроисхожденияназва
нийулиц,где
расположендомишкола.Рисовани
есвоейулицы (либо улицы будущего).
Работа с картой и атласом
Кировской области.
Записьадресамалойродины.Работасосх
емой
«Национальныйсоставжителейкр
ая»,таблицей
«Основныезанятияжителейнаш
егокрая».Работа с гербом области и
района.
Работа с картой. Работа с
таблицей «Народы
России».Рисованиефлагаигерба.Слуша
ние
гимна.Просмотрвидеофрагмента.
Аукцион«Государствамира».Сло
варнаяработа.
6
7
8
-10
1
2
3
4
5
6
9
1
1
1
1
улиц.
край.
1
Нашаплане
1
Время,мер
ы времени.
1
Историческ
оевремя.
1
та.
ОбзордостопримечательностейМ
осквы.
СлушаниепесенистиховоМоскве.
Рисование достопримечательностей
Работасосхемой«ПланетыСолнеч
нойсистемы». Работа с глобусом.
Составлениецепочкиединицв
ремени.Работас
часами
и
календарём.
Понятие
(ориентировка):
давно,недавно,вчерапрошлое;сегодня,сейчаснастоящее;завтра,черездень,черезм
есяц,через год-будущее.
Словарнаяработа.Схематическое
изображение
«лентывремени».
7
8
9
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
1
Историческ
иесобытия.
1
1
Повторение
иобобщение
изученного.
Диагностич
ескаяработа.
История–на
укао
прошлом.
1
Наукипомощники
истории.
1
Удивительн
аяпрофессия
археолога.
1
2
Историческ
иепамятники.
1
2
М
узеи.Ар
хивы.
Библио
теки.
Историческ
аякарта.
1
Появлениеч
еловека на
Земле.
Древнейши
йчеловек.
1
Человекуме
1
2
Человекпря
моходящий.
1
2
Человеклед
никового
периода.
Человекраз
умный.
1
1
2
2
2
2
2
2
3
лый.
1
1
1
1
Чтениеизаписьразличныхдат.Обз
ор главных
событийпрошлогоитекущего
веков.
Применениеполученныхзнанийв
команднойигре
«Юныеисторики».Выполнениеди
агностической работы.
Работасцитатами.Просмотрфраг
ментовфильмов
имультфильмовспоказомисторич
еских событий.
Рассматриваниеианализиллюстр
ацийс
изображениемгербов,монет,архе
ологических находок.
Чтениедополнительнойлитерату
ры.Составление
устногорассказаоработеархеолог
а.
Составлениесхемы«Видыистори
ческих
памятников».
Словарнаяработа.Заочноезнаком
ствос
известнымимузеямимира,библио
текамиРоссии. Экскурсия в школьную
библиотеку, беседа с библиотекарем.
Рассматриваниеисторическихкар
т,сравнениес
географическимикартами,знаком
ствослегендой исторических карт.
Просмотр видеофрагмента
«Самыедревниегосударства»1
часть.
Просмотрвидеофрагментов.
Заполнениетаблицы.Составление
устного
рассказапо таблице.
Заполнениетаблицы.Составление
устного
рассказапо таблице.
Заполнениетаблицы.Составление
устного
рассказапотаблице.
Составлениеописанияпоплану.П
росмотр
видеофрагментов.
Заполнениетаблицы.Составление
устного
рассказапо таблице.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
1
2
3
4
5
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
Коллективы
первых
людей.
Повторение
иобобщение
изученного.
Диагностич
ескаяработа.
Огоньвжизн
идревнего
человека.
1
Использова
ниеогняв
производств
е.
Огоньоткры
ваетновую
эпохув
жизнилюдей.
Способыпо
лучения
человекомэ
нергии.
Водавжизн
и человека.
1
Водаиземле
делие.
Водакак
источник
энергии.
Профессиил
юдей,
связанныес
водой.
Первыежил
ища человека.
1
Работаспословицами.Слушаниеп
одготовленных докладов по теме.
Обсуждение. Письменное
оформлениевыводовпо теме.
Работасконтурнойкартой.
1
Составлениетезисовпотеме.
1
Составлениетаблицы,устныйрасс
казпотаблице.
1
Национальн
ыевиды
жилища.
Русскаяизба
.
1
Архитектур
1
Составлениеустногорассказапои
ллюстрациями
опорнымсловам.
Групповаяработа,презентациядо
кладов.
Словесноерисованиепотеме.
Работасосхемой.Составлениеопи
сательного
устногорассказапоиллюстрациями
опорным
словам.
Словарнаяработа.Заочноезнаком
ствос
некоторымипамятникамиархитек
туры.
Составлениесхемы
«Видымебели»,рассказпо
схеме.Сравнениемебелиразных
ное
во.
1
Работаспонятиями.Выполнениед
иагностической работы.
1
Составлениеописательногоустно
горассказапо иллюстрациям и
опорным словам. Просмотр
видеофрагмента«Огонь».
Составлениевопросовкданномут
ексту.
1
1
1
1
строительст
Мебельвжи
зничеловека.
Словарнаяработа.
1
Просмотрвидеофрагментов.Слов
арная работа.
Письменноеоформлениевыводов
потеме.
Составлениетаблицы,устныйрасс
казпотаблице.
6
7
8
9
0
1
2
3
4
5
6
7
8
4
Создателим
ебели.
1
4
Добывание
пищидревним
человеком.
Хлеб всемуголова.
1
Традициип
итанияразных
нАРОДОВ
Историяпоя
вления
посуды.
Глинянаяид
еревянная
посуда.
Создатели
посуды.
Повторение
иобобщение
изученного.
Диагностич
ескаяработа.
Историяпоя
вления
одежды.
Совершенст
вование
одеждычело
веком.
Историяпоя
вленияобуви.
1
Какменялос
1
представлен
иелюдейоб
окружающем
мире.
Истокипояв
ления
мировых
религий.
Зарождение
иразвитие науки.
1
4
4
5
5
5
5
5
5
5
5
5
ь
1
1
1
исторических эпох. Раскрашивание
иллюстраций мебели.
Составление схемы «Профессии
мебельного
производства».Составлениеустногорас
сказаоб
этапахизготовлениямебели.
Словарнаяработа.Письменныеот
ветына вопросы.
Толкованиепословиц.Составлени
евопросовк
данномутексту.
Групповаяработа,презентациядо
кладов.
Составлениеписьменныхответов
навопросы.
Рисованиепопредставлению.
Составлениеустногорассказапои
ллюстрациями опорным словам.
1
Работаспонятиями.Выполнениед
иагностической работы.
1
Анализиллюстраций,выводы.Рис
ование по
представлению.
Составлениеописательногоустно
горассказапо
иллюстрациямиопорнымсловам.
1
1
1
Поискнужнойинформациивтекст
е.Рисованиепо
представлению.
Просмотрвидеофрагментов«9пре
дставленийо
Земледревниминародами»,«Как
людиоткрывали и изучали землю»/
«Расширение знаний оземле».
Составлениеписьменныхответов
навопросы.
Заполнениетаблицы«Мировыере
лигии».
Чтениеотрывков,выделениеглавн
оймысли. Просмотр видеофрагмента.
9
0-61
2
3
5
Письмоипе
рвые книги.
1
6
Искусствои
культура.
2
6
Первыегосу
дарства.
1
6
Какие
бывают
государства
?
Что такое
экономика?
1
Человечест
востремитсяк
миру.
Повторение
иобобщение
знаний.
Итоговыйко
нтроль.
Диагностич
ескаяработа.
1
6
4
6
5
6
6
6
7-68
1
Поискнужнойинформациивтекст
е.Составление устного рассказа по
опорным словам. Работа с
«лентойвремени».
Словарная работа. Сравнение
материальной и
духовнойкультуры.Заполнениетаблиц
ыовидах искусства, устный рассказ по
таблице. Просмотр видеофрагмента
«Духовная жизнь древнего
человека».
Просмотрвидеофрагмента
«Самыедревние
государства»2часть.
Словарнаяработа.Заполнениетаб
лицы «Формы
правления».
1
Поискнужнойинформациивтекст
е. Составление
тезисовпотеме.
Чтениедополнительнойлитерату
ры.Письменное
оформление выводов.
Викторина«Знатокиистории».
2
Выполнениедиагностическойраб
оты.
Учебно-методическоеиматериально-техническоеобеспечение
1. Учебно-
методическоеобеспечение:ПетроваЛ.В.Методикапреподаванияисториивспециальн
ойкоррекционнойшколе8в.Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений. М., 2003 г.
Миристории.Рабочаятетрадь.6класс:Пособиедляучащихсяспециальных(
коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ И.М.Бгажнокова,
Л.В.Смирнова, Е.Н.Фёдорова. – М.: Просвещение, 2011.
-
2. Учебники:
Миристории.6класс:учеб.дляспец.(коррекц.)образоват.учреждений8вида/
И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.