Адаптированная рабочая программа Основы социальной жизни. 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области

Управление образования Администрации Талицкого городского округа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнекатарачская основная общеобразовательная школа»
(МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»)

РАССМОТРЕНА
на заседании
педагогического совета
(протокол от 30.08.2024 № 1)

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»
от 30.08.2024 № 3008-6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы социальной жизни»
для обучающихся 7 класса

Нижний Катарач, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................................................
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ», 7 КЛАСС.............
Содержание учебного предмета .....................................................................................................................

Планируемые результаты освоения учебного предмета..............................................................................
Тематическое планирование уроков «Основы социальной жизни» в 7 классе
СТРУКТУРА,

СИСТЕМА

НАВИГАЦИИИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ

АППАРАТ

УЧЕБНИКА

«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» 7 КЛАСС......................................................................................

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ – В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ..............................................

2

3

Пояснительная записка
Рабочая программа по ОСЖ составлена в соответствии с нормативноправовыми и инструктивно-методическими документами:
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 №115» (с
изменениями от 11 февраля 2022 г. №69).
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от
19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
- В соответствии с АООП (1 вариант) образовательной организации.
- Планируемыми результатами освоения, обучающимися с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной
общеобразовательной программы.
- Приказом Минпросвещения России от 23.12.2020 N 766 "О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2021 N 62645).
- Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума
в общеобразовательных организациях Российской Федерации.
- Учебным планом МКОУ «Нижнекатарачская ООШ» VIII вида на 2024-2025
учебный год.

4

ВВЕДЕНИЕ
Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни» нацелено на
формирование у учащихся представлений о социальных компонентах окружающего
мира, а также на овладение разнообразными видами, средствами и формами
коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации
социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой, что
определено Федеральным государственным образовательным стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее – ФГОС УО) и федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее – ФАООП УО).
Согласно ФАООП УО, курс «Основы социальной жизни» имеет своей целью
практическую
подготовку
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой
деятельности в ближайшем и более отдалённом социуме. Так же, как и в
предыдущих классах, в 7 классе для достижения поставленной цели в центре
внимания учителя на уроках «Основы социальной жизни» должны быть два
взаимосвязанных направления работы: формирование практических знаний и
умений, необходимых для повышения самостоятельности школьников при решении
повседневных вопросов, с учётом особенностей местности, где живут дети, и
расширение коммуникативных умений обучающихся, что обеспечит им возможность
успешно адаптироваться в интенсивно меняющемся социуме, в том числе обогащать
знания и умения по мере технического прогресса.
Задачи образовательно-коррекционной работы в 7 классе:
 расширение объёма знаний и умений школьников для дальнейшего
повышения уровня их самостоятельности в повседневной жизни;
 уточнение и обогащение представлений учащихся о различных объектах
социальной инфраструктуры, о сервисах услуг и механизмах их функционирования,
прежде всего в условиях местности, где проживают дети;
 совершенствование
речевых
и
коммуникативных
возможностей
семиклассников, прежде всего посредством использования соответствующих форм
организации деятельности школьников на уроках (групповая работа по решению
проблемной ситуации, коллективная творческая работа и др.);
 продолжение работы по воспитанию положительных качеств и свойств
личности, культуры здорового образа жизни.
Место предмета и формы организации учебных занятий
5

Согласно ФАООПУО, на изучение курса «Основы социальной жизни» в 7
классе отводится 2 часа в неделю. Объём материала в учебнике ориентирован на
изучение в течение соответствующего количества часов в учебном году.
Тематическая структура учебника даёт возможность варьировать количество
часов на изучение той или иной темы, делать акценты на более актуальных
микротемах в рамках изучения разделов (тем), с учётом когнитивных возможностей,
особенностей жизни учащихся конкретного класса, оснащённости учебного
процесса. Приведём два очевидных примера. Первый: объём и содержание тем
будут различными для ребят, живущих в большом городе и в небольшом
населённом пункте. Второй: в школах, где оборудован специальный учебный
кабинет, возможно организовать практические занятия по кулинарии, а значит,
вероятнее всего, учитель отведёт несколько больше времени для изучения
соответствующей темы. При отсутствии такой возможности работа по
приготовлению кулинарных блюд может быть организована как домашняя или с
использованием помещений иных организаций на договорных условиях (например,
колледжа, где готовят студентов по соответствующему профилю).
Основной формой обучения в 7 классе, как и в предыдущие годы обучения,
является урок, преимущественно комбинированной структуры. Максимально
реализовать практическую направленность обучения позволит включение в учебный
процесс уроков-экскурсий, практических занятий, проектных работ.

6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ЖИЗНИ» 7 КЛАСС

Содержание учебного предмета
В 7 классе учащиеся знакомятся со следующими темами и соответствующим
учебным материалом (в соответствии с ФАООП УО).
Охрана здоровья
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка
ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода,
бриллиантового зелёного («зелёнки»). Профилактические средства для
предупреждения вирусных и простудных заболеваний.
Первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах. Первая помощь при
обморожениях, отравлениях, солнечном ударе. Меры по предупреждению
несчастных случаев в быту.
Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом. Медицинские показания
для вызова врача на дом. Вызов скорой или неотложной помощи. Госпитализация.
Амбулаторный приём.
Средства связи
Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с уведомлением.
Порядок отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Посылки. Виды
упаковок. Правила и стоимость отправления.
Интернет-связь. Электронная почта. Видеосвязь. Особенности, значение в
современной жизни.
Денежные переводы. Виды денежных переводов. Стоимость отправления.
Жилище

Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за
деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение,
правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для
сыпучих продуктов и уход за ней.
Кухонное бельё: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого
изготовлено кухонное бельё (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань).
Правила ухода и хранения.
Кухонная мебель: названия, назначение.
Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла, его
назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате.
Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные машины, фены для

сушки волос. Правила пользования стиральными машинами; стиральные средства
для машин (порошки, отбеливатели, кондиционеры), условные обозначения на
упаковках. Правила пользования стиральными машинами. Техника безопасности.
Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств.
Уборка санузла и ванной комнаты. Правила техники безопасности использования
бытовых электроприборов по уборке жилого помещения. Уход за различными
видами напольных покрытий. Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка
квартиры и дома к зиме и лету.
Питание
Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды, правила
хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых на основе
молока (каши, молочный суп).
Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды
растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места
для хранения жиров и яиц.
Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых
магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности).
Специализированные магазины.
Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в
продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок
годности продуктов питания (условные обозначения на этикетках). Стоимость
продуктов питания. Расчёт стоимости товаров навес и разлив.
Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые, постоянно
действующие и сезонные. Основное отличие рынка от магазина.
Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Овощные салаты:
виды, способы приготовления. Супы (виды, способы приготовления). Мясные
блюда (виды, способы приготовления). Рыбные блюда (виды, способы
приготовления). Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий. Фруктовые
напитки: соки, нектары. Составление меню для обеда. Отбор необходимых
продуктов для приготовления обеда. Стоимость и расчёт количества продуктов для
обеда. Посуда для обедов. Праздничный обед. Сервирование стола для обеда.
Правила этикета за столом.
Семья
Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и
отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха,
его планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места
отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей.

Транспорт
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение,
основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности для
предотвращения чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды
пассажирских вагонов.
Темы в учебнике объединены в разделы, наименование которых не дублирует
ФАООПУО, а помогает школьникам понять содержание изучаемого материала:
Раздел ФАООПУО

Раздел учебника

Охрана здоровья

Забота о себе

Средства связи
Транспорт

Техника на службе у человека

Жилище

Домоводство

Питание

О вкусной и здоровой пище

Семья

Дела семейные

Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с ФГОС УО и ФАООП УО освоение обучающимися с
умственной отсталостью образовательной программы предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося,
социально значимые ценностные установки. Именно личностным результатам
принадлежит ведущее место в структуре планируемых результатов обучения,
поскольку они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования
―
введения
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладения ими социокультурным
опытом.
Предметные
результаты
освоения
АООП
включают
освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность к их применению. ФАООП УО определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный.
Освоение курса «Основы социальной жизни» в 7 классе предполагает
овладение следующими предметными результатами на соответствующих уровнях.
Минимальный уровень:
 представления о продуктах питания, относящихся к отдельным группам
(молоко и молочные продукты, жиры, яйца), понимание их значения для здоровья
человека;
 приготовление под руководством учителя несложных видов блюд на обед;
 представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу
приготовления пищи;
 соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
 совершение покупок продуктов питания под руководством взрослого;
 представления о различных видах средств связи;
 знание названий некоторых предприятий бытового обслуживания и их
назначения;
 соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах,
транспорте, социально-досуговых учреждениях).
Достаточный уровень:
 знание способов хранения и переработки продуктов питания (молоко и
молочные продукты, жиры, яйца);

 самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд на обед;
 соблюдение правил поведения в общественных местах;
 представления о морально-этических нормах поведения;
 некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья,
мытьё посуды);
 навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством
взрослого);
 знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
 совершение покупок продуктов питания;
 пользование средствами связи для решения практических житейских задач.
Изучение программы «Основы социальной жизни» в 7 классе ориентировано на
целенаправленное
достижение
следующих
личностных
результатов,
предусмотренных ФАООП УО:
 воспитание уважительного отношения к мнению других людей;
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
 совершенствование навыков адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 расширение спектра социально-бытовых навыков, необходимых в
повседневной жизни;
 дальнейшее развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
 принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

Процедуры итоговой и промежуточной аттестации

Исходя из основной цели и задач курса, промежуточная и итоговая аттестация
по предмету «Основы социальной жизни» должна максимально отражать картину
сформированности у школьников практических умений и навыков по изученным
темам и разделам программы.
В этой связи итоговая работа должна быть организована таким образом, чтобы
учитель имел возможность оценить как предметные, так и личностные достижения
учеников, проявляющиеся, прежде всего в процессе коммуникации друг с другом.
Формы такой работы – проект и практическая работа. В рамках этих форм
организации деятельности семиклассников учитель имеет возможность
дифференцированной постановки учебных задач и организации деятельности
каждого ученика в зоне его актуального развития. Соответственно, и учебные
достижения возможно оценить максимально индивидуализированно.
Как мы отмечали в рабочих программах предыдущих классов, работу на уроках
«Основы социальной жизни» предпочтительно «вывести за орбиту» традиционных
школьных оценок, чтобы привлечь ребят к активному взаимодействию на уроках и
исключить «демотиваторы» в виде отрицательных оценок. Рекомендуется
использовать шкалу оценок: «отлично», «очень хорошо» и «хорошо», где «отлично»
означает умение ученика самостоятельно использовать изученный материал при
решении учебных и бытовых задач; «очень хорошо» – использование полученных
знаний и умений возможно при организующей помощи взрослого;
«хорошо»–умение в стации формирования. Если формирование того или иного
умения не является актуальным для школьника на данный момент, оценка по теме
или виду работы ему не выставляется.
Согласно ФАООП УО, оценку личностных результатов учащихся в процессе
обучения можно проводить по следующей шкале: 0 – нет динамики по
направлению; 1 – имеет место динамика индивидуального развития; 2 –
представления полностью сформированы в соответствии с общественными нормами
и используются обучающимся самостоятельно.

Оценочная карта формирования предметных умений в ходе изучения курса
«Основы социальной жизни», 7 класс

Ф.И. обучающегося
Предметные результаты
обучения в 7 классе
Умение правильно действовать при
необходимости
оказания
первой
медицинской помощи себе или
другому пострадавшему человеку в
типовых ситуациях
Умение обратиться за медицинской
помощью
Умение использовать современные
гаджеты в повседневном общении,
для решения практических задач

Умение использовать бытовую химию
по назначению, без вреда для
здоровья
Приготовление несложных знакомых
блюд
Умение совершить покупку продуктов
для
приготовления
задуманного
кулинарного блюда

Умение пользоваться общественным
транспортом в пределах своего
населённого пункта
Соблюдение правил
общественных местах

поведения

в

I
четверть

II
четверть

III
четверть

IV
четверть

Примерная оценочная карта динамики личностных результатов по итогам работы по предмету
«Основы социальной жизни», 7 класс
Ф.И.обучающегося

Направления личностного развития учащихся
Адекватность представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении
Владение социально-бытовыми навыками,
используемыми в повседневной жизни

Владение начальными навыками адаптации
динамично изменяющемся и развивающемся мире

Сентябрь

Январь

Май

в

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях
Проявление эстетических потребностей, ценностей и
чувств
Проявление этических чувств, доброжелательности,
эмоциональнонравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи, сопереживания к чувствам других
людей
Наличие установки на безопасный, здоровый образ
жизни, мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям

14

Тематическое планирование уроков «Основы социальной жизни» в 7 классе
№ урока

Рубрика учебника/
Тема, цель урока (серии уроков)

I четверть, 18 ч.
1
2

Забота о себе

3

Уроки первой помощи

4
6

Цель: познакомить с понятием «первая помощь» в контексте оказания срочной помощи пострадавшему (заболевшему) человеку,
привлечь внимание к приёмам или правилам техники безопасности, позволяющим избежать травм в быту.
Практические задачи: учить правильно действовать при необходимости оказания первой медицинской помощи себе или другому
пострадавшему человеку при получении определённых бытовых травм, в том числе обращаться за медицинской помощью

7
8

Когда без врача не обойтись

5

10

Цель: дать практически значимые знания о видах медицинской помощи: амбулаторной и стационарной.
Практическая задача: учить порядку действий при вызове врача на дом, получении медицинской помощи амбулаторно, при
госпитализации
Медицинская помощь в нашей местности: как получить? (Урок-экскурсия)

11

Цель: иллюстрация имеющихся знаний о получении медицинской помощи на практике, с учётом специфики местности, где
проживают школьники
Домашняя аптечка (Проектная работа)

9

Цель: в практической деятельности закрепить знания о домашней аптечке, её составе, использовании, хранении в домашних
15

12

условиях, полученные на уроках

13

Техника на службе у человека
Всегда на связи!

14
15
16
17

Цель: расширить представления школьников о возможностях коммуникации с использованием сети «Интернет».
Практическая задача: учить использовать имеющиеся в распоряжении школьников гаджеты для коммуникации по средством
видеосвязи, мессенджеров, электронной почты, дать представление о безопасном использовании сети «Интернет»
Про почту и не только про неё…
Цель: расширить представления школьников о возможностях отправлений с использованием различных сервисов: почты, сервисов
доставки, курьерских служб.
Практическая задача: познакомить с имеющимися в местности, где проживают школьники, возможностями использования
сервисов доставки, курьерских служб и почты
Сервисы доставки и курьерские службы рядом с нами. Куда обратиться? (Урок-экскурсия)

Цель: иллюстрация полученных знаний о работе почты, служб доставки и курьерских службна практике, с учетом специфики
местности, где проживают школьники.
II четверть, 16 ч.

18

1
2
3
4
5

Домоводство

Кухня–сердце дома

Цель: уточнить и расширить имеющиеся у школьников представления о кухне, её устройстве в доме, квартире.
Практическая задача: обогатить личный опыт школьников некоторыми практическими знаниями в части организации пространства
кухни в жилом помещении.
Ванная и туалет – есть секреты или нет?
Цель: дать практически значимые знания об оборудовании санузла в жилом помещении, обратить внимание на правила
безопасного поведения в ванной комнате.
Практическая задача: обогатить личный опыт школьников некоторыми практическими знаниями в части организации
пространства санузла в жилом помещении, помочь понять и запомнить правила безопасного поведения в санузле
16

6
7
8
9

10

Стиральная машина – незаменимый помощник
Цель: формировать у школьников представления о типах и основных принципах эксплуатации современных стиральных машин.
Практическая задача: познакомить с практическими советами по безопасному и эффективному использованию стиральной
машины
Бытовая химия–вред или польза?

Цель: уточнить и расширить знания школьников о чистящих и моющих средствах, используемых для стирки и уборки помещений,
правилах их безопасного использования.
Практическая задача: познакомить с имеющимися в местности, где проживают школьники, возможностями выбора чистящих и
моющих средств, помочь сориентироваться в ассортименте, учить делать осознанный выбор
Весна и осень – дом чистоты просит!

11

Цель: систематизировать и расширить представления школьников об уборке в жилом помещении.
Практическая задача: познакомить с практическими советами по сезонной уборке жилых помещений.

12

Дом моей мечты – где купить всё необходимое? (Урок-экскурсия)

13

Цель: практическое знакомство с возможностями приобретения мебели, техники для дома, с учётом специфики местности, где
проживают школьники.

14

Мой идеальный дом (Проектная работа)

15

Цель: в практической деятельности закрепить знания об обустройстве современного дома, учить планировать обустройство дома,
покупку мебели и бытовой техники

16

Знаю? Понимаю? Умею?

Цель: закрепление и контроль знаний, полученных на уроках в течение полугодия, создание условий для связи изученного с
личным опытом школьников.
III четверть, 20 ч.
1

О вкусной и здоровой пище
Вкусно и полезно: что положить в продуктовую корзину?

17

Цель: актуализировать знания и личный опыт школьников о правильном питании.
2

3

4
5
6
7
8
9
10
11

Молока в достатке – и мы в порядке!

Цель: систематизировать и дополнить необходимыми практическими знаниями личный опыт школьников по теме (о видах молока
и молочных продуктов, правилах их хранения, блюдах на основе молока).
Практическая задача: закрепить умение выбирать при покупке свежие молочные продукты.
Масло маслу рознь!

Цель: систематизировать и дополнить необходимыми практическими знаниями личный опыт школьников по теме (о видах жиров
растительного и животного происхождения, используемых при приготовлении кулинарных блюд).
Практическая задача: закрепить умение выбирать при покупке масло для приготовления наиболее распространённых кулинарных
блюд (для бутербродов, для жарки, для салата).
За продуктами – в магазин
Цель: уточнить и систематизировать представления школьников о магазинах по продаже продуктов питания, о различных
способах фасовки товаров.
Практическая задача: учить выбирать продукты питания с не истекшим сроком годности, рассчитывать стоимость товаров.
За продуктами – на рынок

Цель: формировать представление о продовольственном рынке, о видах рынков, об особенностях общения продавца и покупателя
на рынке.
Практическая задача: помочь понять отличие рынка от магазина.
Магазин или рынок: решайте сами! (Урок-экскурсия)

Цель: иллюстрация полученной информации о работе рынков и магазинов, с учётом специфики местности, где проживают
школьники.
Обед – дело серьёзное!
Цель: уточнить и расширить представления школьников о блюдах, являющихся традиционными в меню обеда.
Практическая задача: создавать условия для формирования осознанной установки на здоровое разнообразное питание.
18

12
13
14
15
16
17
18
19
20

Что у нас на обед?

Цель: учить составлять меню обеда, дать начальные представления о том, как подбираются продукты для того или итого блюда,
как рассчитывается стоимость блюда.
Практическая задача: помочь понять разницу между домашним питанием и питанием в общепите.
Продавцы и покупатели (Деловая игра)
Практическая задача: закреплять умение производить расчет стоимости отдельных товаров, в том числе с учётом их веса и
упаковки, а так же продуктовой корзины в целом (на определённый период времени, для приготовления определённого блюда).
Рецепт к обеду: винегрет (Практическая работа)
Цель: создать условия для применения на практике полученных знаний, формировать практические умения приготовления
кулинарного блюда.
Званый обед (Проектная работа)
Цель: в практической деятельности уточнить и обогатить личный опыт школьников в части подготовки и организации
праздничного обеда.

Ⅳ четверть, 14 ч.

1

В путешествие на поезде

2

Цель: познакомить школьников с устройством вокзала, правилами безопасного поведения на вокзале.
Практическая задача: акцентировать внимание школьников на особенностях организации работы междугороднего транспорта в
местности, где они проживают.

3
4

Отсюда начинаются путешествия. Экскурсия на вокзал. (Урок-экскурсия)

Цель: иллюстрация полученной информации о работе вокзала (железнодорожной станции, автостанции), с учётом специфики
местности, где проживают школьники.
19

5

Отдых — это просто?

6

Цель: воспитывать понимание необходимости активного отдыха для полноценной жизни человека.

7

Какие планы на лето?

8
9
10

Цель: уточнить и расширить представления школьников о традиционных видах летнего отдыха.
Практическая задача: помочь соотнести изучаемый материл с собственными планами на летний отдых, внести в них коррективы,
доступные школьникам (например, в части хобби или занятий спортом)
Советы путешественникам (Проектная работа)
Цель: сообщить школьникам практически значимую информацию о рациональной подготовке к длительному путешествию(укладка
чемодана, хранение денег и документов, питание в дороге и др.).
Практическая задача: в практической деятельности учить планировать отдых (от выбора места отдыха и расчёта бюджета поездки
до подготовки необходимых вещей к путешествию).

11

Туристические маршруты (Деловая игра)

12

Практическая задача: помочь школьникам составить и презентовать туристический маршрут для интересного отдыха в
местности, где они живут.

13

Знаю? Понимаю? Умею?

14

Цель: обобщение, закрепление и контроль знаний, полученных на уроках, создание условий для связи изученного с личным
опытом школьников.

20

СТРУКТУРА, СИСТЕМА НАВИГАЦИИИ МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ
УЧЕБНИКА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. 7 КЛАСС»
Методический аппарат учебника позволяет выстроить все этапы изучения
каждой темы: от введения и актуализации опыта школьников до закрепления
изученного и определения домашнего задания.
Учитывая взросление школьников, произошедшее к 7-му году обучения, из
структуры методического аппарата исключили задания, связанные со сказочным
персонажем Додошей. Им на смену введена новая рубрика «Отслов к делу»,
выполняя задания которой ученики на разных этапах изучения темы получают
практический опыт использования полученных ранее знаний. Например: наложить с
помощью бинта повязку однокласснику, выяснить в Сети почтовый адрес Деда
Мороза, провести эксперимент, протерев стол тряпками, изготовленными из
различных материалов, и др.
В учебнике для 7 класса сохранён дифференцированный подход к заданиям на
закрепление изученного материла. Эта часть методического аппарата представлена,
как и в предыдущие годы обучения, двумя сериями вопросов – основной,
позволяющей повторить и закрепить фактическое содержание учебного материала,
разбиравшегося на уроках по теме, и дополнительной, под рубрикой «Задумаемся о
сложных вопросах», где представлены смысловые и идейные вопросы, требующие
анализа изученного, в ряде случаев – соотнесения с имеющимся жизненным опытом
и формулирования собственных суждений как ответов на поставленные вопросы. В
связи с новым для линии «Основы социальной жизни» тематическим построением
учебника вопросы издания по итогам изучения приводятся в конце темы, которая
может изучаться в течение нескольких уроков. Обращение к представленным
заданиям на закрепление возможно на любом этапе изучения темы.
Аналогично заданиям на закрепление варианты домашних заданий к той или
иной теме завершают материал по данной теме. Эти вариативные домашние задания
могут быть предложены для выполнения всем школьникам, но на разных этапах
изучения темы, или стать основой для индивидуализированного домашнего задания
по итогам изучения материала.
Отдельно необходимо обратить внимание на две широкие темы в содержании
обучения семиклассников: «Уроки первой помощи» и «Всегда на связи».
Практическое значение материала, изучаемого в рамках этих тем, сложно
переоценить. При изучении темы «Уроки первой помощи» у школьников
формируются практические знания об оказании первой помощи пострадавшим в
типовых ситуациях, как самостоятельно, так и путём вызова медицинской помощи.
Тема «Всегда на связи» помогает учащимся понять возможности и опасности
виртуального пространства сети «Интернет». Таким образом, обе темы
ориентированы на то, чтобы максимально обезопасить подростков в различных

жизненных ситуациях. А значит, содержание этих тем должно закрепляться и
наполняться дополнительными практическими советами при изучении других тем в
текущем году и последующие учебные годы. Например, при знакомстве
школьников с маркировкой пищевых продуктов уместно обсудить вопрос о том, что
использование просроченных продуктов может привести к пищевому отравлению.
Так же темы отравления, но уже иного рода, следует коснуться, разбирая на уроке
вопросы использования бытовой химии. Вопросы интернет безопасности должны
обсуждаться в связи с изучением системы и порядка работы интернет-сервисов,
онлайн-оплаты.
Как отмечалось выше, одно из основных направлений работы на уроках курса
«Основы социальной жизни» – развитие коммуникативных умений школьников.
Согласно ФАООПУО, в 5–9 классах у обучающихся должны быть сформированы
следующие коммуникативные учебные действия: вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать
его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач; использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Последовательная работа по развитию коммуникации продолжается в 7 классе
по средством включения в методический аппарат учебника разного рода заданий и
видов работ соответствующей направленности. Среди них можно выделить вопросы
и задания, побуждающие школьников к анализу собственного опыта, обмену
опытом с одноклассниками, высказыванию собственного мнения и соотнесению его
с мнением учителя и одноклассников. В учебных текстах широко используется
приём чтения-размышления, когда в текст включается адресованный читателю
вопрос, побуждающий сначала высказать собственное мнение, актуализировать
собственные знания и только потом узнать новую информацию, заложенную
авторами в текст. К заданиям, направленным на развитие коммуникативных умений,
могут быть отнесены и задания на составление рассказов, в том числе с опорой на
схемы и картинные планы, подготовку вопросов учителю и одноклассникам.
В качестве итоговых уроков по каждой теме использована ставшая уже
привычной форма проектной работы, а также предлагается выделять учебные часы
для проведения практических работ, уроков-экскурсий. Это позволяет сделать
акцент на практической направленности обучения, создать условия для закрепления
полученных знаний в деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».