рабочая программа смысловое чтение 9 класс

МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Министерствообразованияимолодежнойполитики
Свердловской области
УправлениеобразованияАдминистрацииТалицкогогородскогоокруга
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнекатарачская основная общеобразовательная школа»
(МКОУ«НижнекатарачскаяООШ»)

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МКОУ «Нижнекатарачская
ООШ» от 30.08.2024 №
3008-6

РАССМОТРЕНА
на заседании
педагогического совета
(протокол от 30.08.2024
№ 1)

РАБОЧАЯПРОГРАММА
учебногопредмета«Смысловое чтение»
для обучающихся 9класса

НижнийКатарач 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:
- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ
от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
- Фундаментальное ядро содержания общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.

Рабочая программа «Смысловое чтение» является частью основной
образовательной программы основного общего образования МКОУ «Нижнекатарачская
ООШ».
Данный курс ориентирован на развитие навыков работы с текстом, воспитание и
развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических,
психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных
потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания
благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического
развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении
склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит
развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Программа курса «Смысловое чтение» рассчитана на 17 часовв 9 классе (1час в
неделю во втором полугодии).
Рабочая программа имеет цель:
воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую
привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой
культуры, культуры чувств и мышления.
Программа способствует решению следующих задач на ступени основного
общего образования:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе,
формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и
художественных текстов различного уровня сложности.
3. Обеспечивать
осмысление текстовой информации, учить приобретать и
систематизировать научные знания.
4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно
использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения
пользоваться различными видами чтения).
5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Данный курс нацелен на реализацию стратегии смыслового чтения и работы с
текстом, являющейся составной частью основной образовательной программы основного
общего образования МКОУ «Нижнекатарачская ООШ».
Ведущий принцип:
принцип межпредметной интеграции, предполагающий единство всех
заинтересованных сторон в совместной учебной и внеурочной деятельности.
Работа с текстом в программе представлена в трёх разделах:
 поиск информации и понимание прочитанного;
 преобразование и интерпретация информации;
 оценка информации.
Как часть образовательной программы развития УУД «Стратегия смыслового
чтения и работа с текстом» тесно связана с учебными образовательными программами и
способствует совершенствованию следующих умений:

1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения:
изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать,
преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.
3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной
речи.
4.Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного
(истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
6. Приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории
текста.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Планирование результатов освоения программы курса исходит из требований к
метапредметным результатам освоения образовательной программы:
 демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров;
 осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации;
 составлять тексты в устной и письменной формах.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное
внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность
ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во
внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей,
контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой
задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий на
занятиях курса приоритетное внимание уделяется: формированию действий по
организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению
морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
практическому
освоению
умений,
составляющих
основу
коммуникативной
компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать
с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и
поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть
нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию,
учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации; развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования
речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции
собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий
приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию стратегий смыслового чтения и
работе с информацией; практическому освоению методов познания, используемых в
различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и
понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию
общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических
действий и операций. Выпускники получат возможность научиться строить
умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации,
а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её
сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

В основе реализации программы курса «Основы смыслового чтения» лежит
системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной
экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов
толерантности, диалога культур.
В основной школе приобретенные умения при освоении курса будут
трансформироваться на всех учебных предметах, где будет продолжена работа по
формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют
чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения
образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и
перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и
социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений. Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык
осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения.
Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным,
изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением;
коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они
овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и
будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче,
будут готовыи способны к выбору направления профильного образования.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
На ступени основного общего образования выпускники школы приобретут в
процессе чтения соответствующие возрасту навыки работы с содержащейся в
литературных, учебных, научно-познавательных текстах, инструкциях информацией.
Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного
интереса, освоения и использования информации, овладеют элементарными навыками
чтения, представления информации в наглядно-символической форме, приобретут опыт
работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск
информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи
информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте
идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.
Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для
установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения,
обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических
ситуациях.
Выпускник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или
придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание
предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять
порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и
внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей
идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять
части графика или таблицы и т.д.;
- находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять
его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие
полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и
избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе
текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать
душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускники получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать поиск информации, приобретут первичный
опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с
информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы,
изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации;
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к
другому;
- интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение
выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить
заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию
текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста,
анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в
тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте,
исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
- откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его
форму, а в целом – мастерство его исполнения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой
информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для
обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о
полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
- критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки
противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия
противоречий или конфликтной ситуации.

Выпускники получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать поиск информации, приобретут первичный
опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с
информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
Содержание учебного курса
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Работа с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах,
инструкциях информацией. Чтение текста с целью удовлетворения познавательного
интереса, освоения и использования информации. Представление информации в
наглядно-символической форме. Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы,
диаграммы, схемы.
Поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной
задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в
тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.
Использование полученной из разного вида текстов информации для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла: определение
главной темы, общей цели или назначения текста. Выбор из текста или придумывание
заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Формулировка
тезиса, выражающего общий смысл текста. Составление примерного плана текста по
заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Объяснение порядка частей (инструкций),
содержащихся в тексте. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых
компонентов. Установление соответствия между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом. Объяснение назначения карты, рисунка, пояснение части
графика или таблицы. Нахождение в тексте требуемой информации: беглое чтение,
определение его основных элементов, сопоставление формы выражения информации в
запросе и в самом тексте, установление тождественности или синонимичности,
нахождение необходимой единицы информации в тексте.
Решение учебнопознавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического
понимания текста Определение назначения разных видов текстов. Постановка цели
чтения, направленной на поиск полезной в данный момент информации. Различение темы
и подтемы специального текста. Выделение главной и избыточной информации.
Прогнозирование последовательности изложения идей текста. Сопоставление разных
точек зрения и разных источников информации по заданной теме. Выполнение
смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей. Формулирование на основе
текста системы аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции. Понимание
душевного состояния персонажей текста, сопереживание им.
Самостоятельная организация поиска информации. Критическое отношение к
получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом. Анализ изменения своего эмоционального состояния в
процессе чтения, получение и переработка полученной информации и ее осмысление.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавления. Проверка правописания. Использование в тексте таблиц, изображений.
Преобразование текста с использованием новых форм представления информации.
Формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах). Переход от одного представления данных к другому.
Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключенной
в тексте

информации разного характера.
Нахождение в тексте доводов в подтверждение
выдвинутых тезисов. Формулировка выводов из предъявленных посылок. Формулировка
заключения о намерении автора или главной мысли текста.
Выявление имплицитной (скрытой, присутствующей неявно) информации текста
на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в тексте, со
знаниями из других источников. Оценка утверждения, сделанного в тексте, исходя из
своих представлений о мире. Нахождение доводов в защиту своей точки зрения. Отзыв
на форму текста, оценка не только содержания текста, но и его формы, а в целом –
мастерства его исполнения. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению достоверность имеющейся информации.
Нахождение недостоверности
получаемой информации. Пробелы в информации и нахождение пути восполнения этих
пробелов. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление
содержащейся в них противоречивой, конфликтной информации.
Использование
полученного опыта восприятия информационных объектов для обогащения чувственного
опыта. Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
Критическое отношение к рекламной информации. Нахождение способов
проверки противоречивой информации. Определение достоверности информации в
случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.

Тематическое планирование, 9 класс
№ Название
раздела,
темы

1

Текст:
преобразова
ние и
интерпретац
ия

Кол-во Основные виды деятельности
часов

11

Откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную в
тексте,
со
знаниями
из
других
источников; оценивать утверждения,
сделанные в тексте, исходя из своих
представлений о мире; находить доводы в
защиту своей точки зрения.
Откликаться на форму текста, оценивать
не только содержание текста, но и его
форму, а в целом – мастерство его
исполнения.

Электронные и
цифровые
учебнометодические
материалы.
https://uchebnik.m
os.ru/composer3/le
sson/2157278/vie
whttps://edu.skys
mart.ru/homework
/new/1400
https://uchebnik.m
os.ru/composer3/le
sson/2080444/vie
w
https://youtu.be/IY
rLaaaISHs
https://youtu.be/QJ
dYjNCKCj4

2

Текст: поиск
информации

3

Связывать информацию, обнаруженную в http://viki.rdf.ru/
тексте,
со
знаниями
из
других https://elt.oup.com
источников.
/learning_resource

3

Текст:
оценка
информации

3

17

Дата

Номер
урока

Оценивать утверждения, сделанные в
тексте, исходя из своих представлений о
мире; находить доводы в защиту своей
точки зрения.
В процессе работы с одним или
несколькими
источниками
выявлять
содержащуюся в них противоречивую,
конфликтную информацию.
В процессе работы с одним или
несколькими
источниками
выявлять
содержащуюся в них противоречивую,
конфликтную информацию.
Использовать
полученный
опыт
восприятия информационных объектов
для обогащения чувственного опыта,
высказывать оценочные суждения и свою
точку зрения о полученном сообщении
(прочитанном тексте).
Критически относиться к рекламной
информации; находить способы проверки
противоречивой информации; определять
достоверную информацию в случае
наличия противоречий или конфликтной
ситуации.

Тема урока
Текст: преобразование и
интерпретация

s/subjects/gradedr
eading/?view=Sta
ndard&cc=ru&sel
Language=ru

https://youtu.be/jJ
Pea7Ogy6w
https://edu.skysma
rt.ru/homework/ne
w/1400
https://youtu.be/2y
ySPeYaF2Q

Формы контроля

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Отзыв на содержание текста: (Отзыв)
Отзыв на содержание текста: Анализ
текста
Отзыв на содержание текста: (Аннотация)
Отзыв на содержание текста: Анализ
текста
Отзыв на содержание текста: (Рецензия)
Отзыв на содержание текста: Анализ
текста
Аргументация своей точки зрения. Анализ
текста
Диспут. Защита точки зрения
Единство формы и содержания (анализ
формы текста).
Единство формы и содержания: Анализ
текста
Сочинение, эссе: Интерпретация и
анализ текста
Текст: поиск информации
Точки зрения… Как найти верную?
Анализ текста
Способы проверки противоречивой
информации
Достоверная информация

Текст: оценка информации
Оценочные суждения и своя точка зрения.
Анализ текста
Критическое отношение к рекламной
информации.
Преобразование и интерпретация
информации. Анализ текста

Сочинение-отзыв
Сочинение-аннотация
рецензия
Сочинениерассуждениепотексту
Сжатоеизложение

эссе

Сочинениерассуждениепотексту
Сочинениерассуждениепотексту

Содержание учебного курса
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Работа с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах,
инструкциях информацией. Чтение текста с целью удовлетворения познавательного
интереса, освоения и использования информации. Представление информации в
наглядно-символической форме. Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы,
диаграммы, схемы.
Поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной
задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в
тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.
Использование полученной из разного вида текстов информации для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла: определение
главной темы, общей цели или назначения текста. Выбор из текста или придумывание
заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Формулировка
тезиса, выражающего общий смысл текста. Составление примерного плана текста по
заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Объяснение порядка частей (инструкций),
содержащихся в тексте. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых
компонентов. Установление соответствия между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом. Объяснение назначения карты, рисунка, пояснение части
графика или таблицы. Нахождение в тексте требуемой информации: беглое чтение,
определение его основных элементов, сопоставление формы выражения информации в
запросе и в самом тексте, установление тождественности или синонимичности,
нахождение необходимой единицы информации в тексте.
Решение учебнопознавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического
понимания текста Определение назначения разных видов текстов. Постановка цели
чтения, направленной на поиск полезной в данный момент информации. Различение темы
и подтемы специального текста. Выделение главной и избыточной информации.
Прогнозирование последовательности изложения идей текста. Сопоставление разных
точек зрения и разных источников информации по заданной теме. Выполнение
смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей. Формулирование на основе
текста системы аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции. Понимание
душевного состояния персонажей текста, сопереживание им.
Самостоятельная организация поиска информации. Критическое отношение к
получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом. Анализ изменения своего эмоционального состояния в
процессе чтения, получение и переработка полученной информации и ее осмысление.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавления. Проверка правописания. Использование в тексте таблиц, изображений.
Преобразование текста с использованием новых форм представления информации.
Формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах). Переход от одного представления данных к другому.
Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключенной
в тексте
информации разного характера.
Нахождение в тексте доводов в подтверждение
выдвинутых тезисов. Формулировка выводов из предъявленных посылок. Формулировка
заключения о намерении автора или главной мысли текста.
Выявление имплицитной (скрытой, присутствующей неявно) информации текста
на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации

Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в тексте, со
знаниями из других источников. Оценка утверждения, сделанного в тексте, исходя из
своих представлений о мире. Нахождение доводов в защиту своей точки зрения. Отзыв
на форму текста, оценка не только содержания текста, но и его формы, а в целом –
мастерства его исполнения. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению достоверность имеющейся информации.
Нахождение недостоверности
получаемой информации. Пробелы в информации и нахождение пути восполнения этих
пробелов. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление
содержащейся в них противоречивой, конфликтной информации.
Использование
полученного опыта восприятия информационных объектов для обогащения чувственного
опыта. Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
Критическое отношение к рекламной информации. Нахождение способов
проверки противоречивой информации. Определение достоверности информации в
случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».