МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнекатарачская основная общеобразовательная школа»
(МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»)
РАССМОТРЕНА
на заседании
педагогического совета
(протокол от 30.08.2024 № 1)
УТВЕРЖДЕНА
приказом
МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»
от 30.08.2024 № 3008-6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно- нравственной культуры
народов России»
для обучающихся 5-6 классов
Нижний Катарач 2024
Содержание
1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 3
2. Содержание учебного предмета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..5
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета . . . . . . . . . .. 7
4. Тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . 9
5. Приложения к программе………………………….…….....…………13
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по ОДНКНР предназначена для 5-6 классов
общеобразовательных организаций и составлена на основе:
- Авторской программы основного общего образования по Основам
духовнонравственной культуры народов России: 5- 6 классы: учебники
для учащихся общеобразовательных учреждений.:5 класс М.Т.Студеникин
ФГОС Инновационная школа Москва «Русское слово» 2020.
Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.:
Вентана - Граф, 2021г..
- Авторской программы основного общего образования по Основам
духовнонравственной культуры народов России: 5-6 классы: Учебник для
общеобразовательных учреждений А.Н. Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М.
Мухаметшин. - М.: Русское слово, 2013.
Рабочая программа по ОДНКНР разработана на основе нормативных
документов:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от
04.06.2014 г. № 145-ФЗ; от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://vvww.consultant.ru/;
http://www.garant.ru/.
Рекомендаций по изучению предметных областей: «Основы религиозных
культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России
от 08.06.2015 г. № 576; от 28.12.2015
г. № 1529; от 26.01.2016 г. №38)
//http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/.
2
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №
1644; от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г.
№19644) // http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/. Предмет
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» является частью
учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других
предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы»,
«Истории», «Географии», «Искусства», «Технологии»).
Ведущие принципы организации обучения в 5-9 классах:
Культурологический принцип – определяет возможности широкого
ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором,
декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта,
праздниками, обрядами и традициями.
Особое место в курсе занимает знакомство с религиозной культурой. Все
это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подростка в обществе и
воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального
государства – толератность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
Принцип природосообразности. Интерес подростков к окружающему
миру,
обществу позволяет приобщить их к философской стороне жизни. В этом
случае предоставляемый материал должен вызвать эмоциональную реакцию,
дающий возможность фиксировать образы и фактологическую сторону
явления. Выявить зависимость культурно-традиционных особенностей от
природных условий и окружающей среды.
Принцип диалогичности. Реализация этого принципа создаст условия для
коммуникативной деятельности путем обсуждения учебных текстов и
проблемных ситуаций, проведения учебных диалогов, обучения в парах и
группах.
Принцип краеведения. Это принцип позволяет создавать возможность
социализации в своей естественной среде, частью которой являются быт,
традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная культура
региона. При изучении культуры своего региона происходит осознание, что
малая часть большого Отечества, окружающая культурна среда – один из
элементов общероссийской культуры.
Принцип поступательности обеспечивает постепенность,
последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи
3
курса содержание обучения углубляется и расширяется. Этот принцип
обеспечивает преемственность между начальной, основной и средней школой.
1.1. Цели и задачи
Цель курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучение духовно-нравственной культуры многонационального народа России,
её нравственных и моральных норм.
Задачи изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»:
- развивать представления о значении нравственных норм;
- изучить базовые принципы духовной культуры российского народа;
- обобщить знания о духовной культуре и морали;
- развивать способности к общению;
- формировать этическое самосознание;
- способствовать укреплению духовного единства многонационального
народа России;
- воспитывать толерантность, взаимоуважение к традициям, культуре и
нормам нравственного поведения народов России.
1.2. Общая характеристика курса
Общая характеристика учебного предмета.
В ФГОС основного общего образования курс «Основы духовнонравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на
формирование представлений о морали и духовности, традиционных религиях,
их роли в культуре, истории и современности. Особенность курса состоит в
том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием
ценностных отношений к изучаемым явлениям:
внутренней установки личности поступать согласно общественным
правилам и нормам. Изучение курса направлено на развитие школьника при
особом внимании к его эмоциональному развитию.
1.3. Место курса в учебном плане
На изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» в 5- 6 классах 1 час в неделю. Всего 34 учебные недели.
II. Планируемые результаты освоения курса «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Личностные результаты
4
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского
языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность
человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории
народов и государств, находившихся на территории современной России);
интериоризация гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества. Осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
5
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как
полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых
способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к
ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения,
ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования,
организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного
сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера (способность понимать художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной
культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого
способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое,
эмоционально-ценностное видение
6
окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению
мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к
занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому
отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности). Метапредметные результаты
(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Метапредметные результаты включают, освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. Умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
7
• определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия
для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования); • определять потенциальные затруднения при решении учебной
и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность
на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
8
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки
самостоятельно. Умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной. Обучающийся сможет:• наблюдать и анализировать
собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или
неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи
или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта
учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления
9
проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
от
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и
частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе
10
познавательной и исследовательской деятельности (приводить
объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или
обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
/
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными. Умение создавать, применять и преобразовывать
знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач.
Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения
способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
11
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей
деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста,
структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный –
учебный, научно- популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста. Формирование и развитие
экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания
живых
организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора
на действие другого фактора; распространять экологические знания и
участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
12
словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.
Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать
в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали
или препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• выделять общую точку зрения в дискуссии; • договариваться о правилах
и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой
задачей;
цели,
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
13
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать
речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его. Формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель
для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
14
соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект
задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм; •
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
2.2. Предметные результаты освоения курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» по итогам 5 класса.
Выпускник научится:
- определять понятия: духовность, нравственность, культура, религия,
этнос, быт, фольклор, эпос, традиции и применять их в своих суждениях,
высказываниях, в беседе, в исследовательских и иных работах;
- использовать различные виды литературы (научную, художественную),
карт (политические, географические, исторические, этнические,
лингвистические) как источники информации о расселении и проживании
народов России, местах важнейших событий её прошлого и настоящего;
- проводить поиск информации, используя письменные и вещественные
свидетельства; описывать условия существования, основные занятия, образ
жизни, традиции, верования, быт, фольклор многонационального народа
России;
- выявлять характерные черты национальных характеров народов России;
- объяснять, в чем заключались назначение и художественные
достоинства предметов повседневного обихода, промыслов, фольклора,
произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям, личностям и явлениям
отечественной истории и культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать характеристику нравственным качествами духовным ценностям
русского народа и других народов России;
- сопоставлять нравственные понятия народов России, выявляя в них
общее и различия;
- видеть проявления влияния искусства в окружающей среде;
15
- высказывать суждения о значении и месте духовного и культурного
наследия России в мире.
2.3. Предметные результаты освоения курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» по итогам 6 класса.
Выпускник научится:
- выделять этапы становления и развития народов России, их духовнонравственных и культурно-религиозных традиций;
- использовать этнографическую, лингвистическую, конфессиональную
карты как источники информации о территории, народах, этно-языковых
группах, религиях России, о направлениях миграционных потоков внутри
Российской федерации;
- проводить поиск информации о культуре, истории, религии, фольклоре
народов России в разных источниках (письменные, вещественные,
телевидение, интернет);
- составлять описание образа жизни, культуры, духовно-нравственных
традиций, менталитетов, занятий, быта, языков, истории народов России;
рассказывать о значительных событиях в их прошлом и настоящем;
- раскрывать понятия: традиции, личность, мировоззрение,
нравственность, менталитет, традиционные религии; выявлять главные
характеристики этих понятий; - сравнивать менталитеты народов России,
выявлять их различия и сходства; - объяснять причины и следствия ключевых
явлений в духовно-нравственной культуре народов России;
- давать оценку событиям, явлениям и личностям отечественной
культуры. Выпускник получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику традиций, религий,
менталитетов, ценностей народов России;
- сравнивать свидетельства различных источников, выявлять в них общее
и различия;
-составлять на основе полученной на уроке информации и
дополнительной литературы описания событий, явлений, имен, памятников,
традиций духовно-нравственной культуры народов России.
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» 5 класс
№п/п
Тема
Кол-во
часов
Воспитательный потенциал
16
1
Введение в предмет
1
2
Гражданин России
1
3
Государственные
символы России
1
4
Порядочность
1
5
Совесть
1
6
Ответственность за
свои дела
1
7
Доверие и
доверчивость
1
8
Милосердие и
сострадание
1
9
Милосердие в
блокадном
Ленинграде
1
10
Правда и ложь
1
Формирование
основ росси
йской гражданск
ой идентичности, развитие
чувства гордости за свою Родину;
Формирование основ
российской гражданской идентичности,
развитие чувства гордости
за свою Родину;
Формирование образа
мира как единого и целостного при
разнообразии культур,
национальностей, религий;
Развитие
самостоятельности и ответственности за
свои
пос
тупки на
ос
нове представлен
ий о нравстве
нных нормах и общечеловеческих
ценностях, социальной справедливости и
свободе;
Воспитание доброжелательности
и эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания и сопереживания;
Формирование
основ росси
йской гражданск
ой идентичности, развитие
чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа
мира как единого и целостного при
разнообразии культур,
национальностей, религий;
Формирование ответственного
отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию,
а также на основе положительного
отношения к труду;
Формирование коммуникативной
компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми;
Формирование целостного
мировоззрения, учитывающего духовное
17
11
Традиции воспитания
1
12
Воспитание дворян
1
13
Честь и достоинство
1
14
Честь и достоинство
Александра Невского
1
15
Терпимость и
терпение
1
16
Дети разных народов
1
17
Столовый этикет
1
18
Повторение и
обобщение
изученного
1
19
Мужество
1
многообразие современного мира;
Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей
семьи;
Формирование ответственного
отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию,
а также на основе положительного
отношения к труду;
Формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и
ответственного от-ношения к собственным
поступкам
Формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и
ответственного от-ношения к собственным
поступкам;
Формирование ответственного
отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию,
а также на основе положительного
отношения к труду;
Формирование целостного
мировоззрения, учитывающего духовное
многообразие современного мира;
Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей
семьи;
В
оспитание доброжелательности
и эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания и сопереживания;
Развит
ие самостоятельн
ости и
от
ветственно
сти за свои
пос
тупки на
ос
нове представлен
18
ий о нравстве
нных нормах и общечеловеческих
ценностях, социальной справедливости и
свободе;
20
Мужество наших
современников
1
21
Равнодушие и
жестокость
1
22
Я люблю тебя жизнь
1
23
Этикет посещения
массовых
мероприятий
1
24
Самовоспитание
1
25
Учись учиться
1
26
Коллективизм и
справедливость
1
27
«Фруктовый этикет
1
28
Речевой этикет
1
29
День вежливости
1
Воспитание навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умений
не создавать конфликтов, искать
компромиссы в спорных ситуациях и
договариваться о конструктивном
решении спорных вопросов
Формирование коммуникативной
компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми;
Формирование ответственного
отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию,
а также на основе положительного
отношения к труду;
Воспитание доверия и уважения
к представителям разных народов
и вероисповеданий, уважительного
и бережного отношения к их культуре;
Формирование ответственного
отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию,
а также на основе положительного
отношения к труду;
Становление гуманистических
и демократических
ценностных ориентаций; осознание
ценности человеческой жизни;
Формирование коммуникативной
компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми;
Воспитание
доброжелатель
ности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания;
Становление гуманистических
и демократических
ценностных ориентаций; осознание
ценности человеческой жизни;
Формирование коммуникативной
19
30
Мои права и
обязанности
1
31
Устав школы
1
32
Этикет народов мира
1
33
Защита проектов
1
34
Итоговый урок
1
Всего: 34 часа
компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми;
Воспитание доверия и
уважения к представителям разных
народов и вероисповеданий,
уважительного и бережного отношения
к их культуре;
Формирование ответственного
отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию,
а также на основе положительного
отношения к труду;
Воспитание доверия и
уважения к представителям разных
народов и вероисповеданий,
уважительного и бережного отношения к
их культуре;
Воспитание доброжелательности
и эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания и сопереживания;
Формирование ответственного
отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию,
а также на основе положительного
отношения к труду;
Поурочное планирование
по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» 5 класс
п/п
№
Тема
Кол-во
1
Введение в предмет
1ч
2
Гражданин России
1ч
3
Гражданин России
1ч
4
Порядочность
1ч
5
Совесть
1ч
6
Ответственность за свои дела
1ч
часов
20
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
1
2
3
7
Доверие и доверчивость
1ч
8
Милосердие и сострадание
1ч
9
Милосердие в блокадном Ленинграде
1ч
1
Правда и ложь
1ч
1
Традиции воспитания
1ч
1
Воспитание дворян
1ч
1
Честь и достоинство
1ч
1
Честь и достоинство Александра Невского
1ч
1
Терпимость и терпение
1ч
1
Дети разных народов
1ч
1
Столовый этикет
1ч
1
Повторение и обобщение изученного
1ч
1
Мужество
1ч
2
Мужество наших современников
1ч
2
Равнодушие и жестокость
1ч
2
Я люблю тебя жизнь
1ч
2
Этикет посещения массовых мероприятий
1ч
2
Самовоспитание
1ч
21
4
5
6
7
8
9
0
1
2
3
2
Учись учиться
1ч
2
Коллективизм и справедливость
1ч
2
«Фруктовый этикет
1ч
2
Речевой этикет
1ч
2
День вежливости
1ч
3
Мои права и обязанности
1ч
3
Устав школы
1ч
3
Этикет народов мира
1ч
3
Защита проектов.
2ч
3
4
Итоговый урок
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
6 КЛАСС (34 ч)
№
Наименование раздела и темы
Общее
о
1
2
3
4
количеств
часов
Традиции народов России
8ч
Влияние культуры на личность
2ч
Традиционные религии России
Менталитет народов России
7ч
6ч
22
5
6
7
Культура и нравственность
8ч
Итоговый урок
1ч
Повторение
Всего: 34 часа
2ч
Поурочное планирование
по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» 6 класс
№п/п
Тема
1
Влияние нации на формирование народности.
2
Традиции и обычаи русского народа
3
4
5
6
7
8
9
10
Традиции и обычаи татарского народа.
Традиции и обычаи украинского и белорусского народов.
Традиции и обычаи башкирского народа.
Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья.
Традиции и обычаи казахского народа.
Традиции и обычаи малых народов.
Вклад религии в развитие материальной и духовной
культуры
Принятие христианства на Руси, влияние Византии.
Кол.во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
Христианские конфессии.
12
Христианские конфессии.
1
13
Направления в исламе.
1
14
15
16
17
18
Первые мусульманские государства на территории России.
Первые мусульманские государства на территории России.
Народы России, исповедующие буддизм.
Течения в буддизме.
Невозможность жизни человека вне культуры
Влияние характера личности на её вклад в культуру.
Влияние характера личности на её вклад в культуру.
1
1
1
1
1
1
23
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Особенности менталитета русского народа.
Особенности менталитета русского народа.
Особенности менталитета украинского и белорусского
народов.
Особенности менталитета татарского народа.
Особенности менталитета башкирского народа.
Особенности менталитета казахского народа.
Особенности менталитета малых народов России.
Законы нравственности – часть культуры общества
Законы нравственности – часть культуры общества
Роль семьи в жизни человека.
Православные Софийские соборы.
Совесть.
Героизм.
Культура поведения человека.
Этикет в разных жизненных ситуациях.
Итоговый урок.
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Учебно-методическое обеспечение курса
Электронные ресурсы:
1.
Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для
обучения (конспекты, видеолекции, упражнения и тренировочные занятия,
методические материалы для учителя. Материалы можно смотреть
без регистрации. https://resh.edu.ru/
2.
«Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и
подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по
дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать
ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную
траекторию. https://uchi.ru/
3.
«Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня
сложности для школьников 1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс.
Учебника» – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь
для обучающихся. https://education.yandex.ru/home/
4.
«ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику
проверочную работу. Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему
объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант.
Учитель получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями.
24
https://www.yaklass.ru/.
5.
«ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая
коллекция уроков по основным предметам школьной программы. На сайте
собраны уроки, видео, конспекты, тесты и тренажеры естественно-научного и
гуманитарного цикла для 1-11 классов.
6.
Издательство
«Просвещение» бесплатный
интернету. Информационный ресурс располагается по адресу
https://media.prosv.ru/
доступ к
25
э