Управление образования Администрации Талицкого городского округа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнекатарачская основная общеобразовательная школа»
(МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»)
РАССМОТРЕНА
на заседании
педагогического совета
(протокол от 30.08.2024 № 1)
УТВЕРЖДЕНА
приказом
МКОУ «Нижнекатарачская ООШ»
от 30.08.2024 № 3008-6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для 5–9 классов на 2024-2025 уч. год
Нижний Катарач 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК А
Программа
Актуальность и назначение программы
разработана
в
соответствии
с
требованиями
федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования,
федеральных образовательных программ основного общего
позволяет
обеспечить
единство
обязательных
требований
образования.
ФГОС
пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
во
Это
всем
Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью,
сохранению
ценностей.
и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
Программа направлена на:
– формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
– формирование интереса к познанию;
– формирование осознанного отношения к своим правам и свободам
иуважительного отношения к правам и свободам других;
– выстраивание собственного поведения с позиции нравственных
иправовых норм;
– создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
– развитие у школьников общекультурной компетентности;
– развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
– осознание своего места в обществе;
– познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
– формирование готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы.
1. Указ
Президента
Российской
Федерации
от
9.11.2022
№ 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно
методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня
2020 г. №2/20).
3. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
4. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675).
5. Письмо
Министерства
просвещенияРоссийской
Федерации от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических
рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий "Разговоры о
важном"».
6. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной
программы основного общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023).
7. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
Российской
Федерации
19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства
Министерства
образования
просвещения
и
науки
Российской
Федерации,
и
касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331).
В 2024–2025 учебном году запланировано проведение 35 внеурочных
занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по понедельникам, первым
уроком.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям
обучающихся
и
позволяющих
им
вырабатывать
собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные
беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует
отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы
образовательной организации, поэтому тематика и
содержание
обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике
должны
соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её
не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого
на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного
усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или
понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к
обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их
принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования
им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии,
педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности
территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно
учитывается и уровень развития школьников, их интересы и потребности. При
необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить
(изменить, скорректировать)
и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал
каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику
анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное
поднятием
занятие
проходит
Государственного
флага
каждый
понедельник.
Российской
Оно
Федерации,
начинается
слушанием
(исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие
проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по
классам, где проходит тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание
на три структурные части сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть –
основная, третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую
содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся:
интеллектуальной
(работа
с
представленной
информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение
разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой
(обсуждение воображаемых ситуаций, художественноетворчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
Содержание программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь
ориентир, направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни
определённость и наполняет её смыслами. Образ будущего страны – сильная и
независимая Россия. Будущее страны зависит от каждого из нас уже сейчас.
Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность найти своё место в
обществе и быть полезным людям и стране. Россия – страна возможностей, где
каждыйможет реализовать свои способности и внести вклад в будущее страны.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.
Информационное
телеграфное
агентство
России
(ИТАР-ТАСС)
–это
крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб
страны.Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными
оставались егогосударственный статус
источником
и
функции – быть
достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне важен
навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать
информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская
компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные
перевозки.
Российские
железные
дороги
вносят
огромный
вклад
в
совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый
устойчивый
надёжный
для
пассажиров:
всепогодный,
безопасный и
и
круглогодичный.
Развитие транспортной сферы стратегически важно для будущего страны, а
профессии в этих направлениях очень перспективны и востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленности нашей страны, главной задачей которой является производство
продуктов питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую
миссию по обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют
обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это
отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с
системами,
современнымитехнологиями: роботами, информационными
цифровыми устройствами. Разноплановость и
востребованность сельскохозяйственных профессий,технологичность и
экономическая
фермерские хозяйства и т. п.).
привлекательность отрасли (агрохолдинги,
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий.
Назначение учителя
–
социальное
служение,
образование
и
воспитание
подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя уважаем,
социально значим, оказывает влияние на развитие образования членов общества.
Учитель – советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина
России. Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической
памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль
России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны против нашей
страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за
себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный
подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в
соответствии с духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого
человека. Финансовая самостоятельность и финансовая грамотность.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для каждого
гражданина страны. Знания и навыки для построения крепкой семьи в будущем.
Почему важна крепкая семья? Преемственность поколений: семейные ценности и
традиции (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании
детей). Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему
поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам,
забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство –
качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей,
кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с
культурой, историей и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это
вид путешествий, основой которого являются поездки туристов по стране с целью
знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно
государство неможет обойтись безналогов,это основабюджета страны,
основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны,
процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие.
Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление
добрых чувств и заботы об окружающих. Здоровый образ жизни как забота о себе и
об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в
доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. У России женское
лицо, образ «Родины-матери». Материнство – это счастье и ответственность.
Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» –
высшее звание Российской Федерации. Материнство как особая миссия. Роль
материнства в будущем страны. Защита материнства на государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность
волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из
истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров.
Направления волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское,
цифровое и т. д.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны.
Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего других:
смелость и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу других.
Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые качества:
смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО –
защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских
законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. От
инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа
депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Участие молодёжи в
законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все
народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года.
Подарки и пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём
люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе
редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной
степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история
праздника.
Информационные
источники
формируют
общественное
мнение.
Профессиональная этика журналиста. Издание печатных средств информации –
коллективный труд людей многих профессий. Зачем нужны школьные газеты?
Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его
традиции. История основания Московского государственного университета имени
М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией,
возможность для творчества и самореализации. Перспективы получения высшего
образования. Как сделать выбор? Студенчество и технологический прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в
современном мире. БРИКС – символ многополярности
многообразие
развивать
стран
БРИКС.
Взаимная
поддержка
мира.
помогает
Единство
и
государствам
торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни
общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом союзников и
партнёров. Значение российской культуры для всего мира.
Бизнес
и
технологическое
предпринимательство.
Экономика:
от
структуры хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня делается для
успешного развития экономики России? Цифровая экономика – это
деятельность, в основе которой лежит работа с цифровыми технологиями. Какое
значение имеет использование цифровой экономики для развития страны?
Механизмы цифровой экономики. Технологическое предпринимательство как особая
сфера бизнеса. Значимость технологического предпринимательства для будущего
страны и её технологического суверенитета.
Искусственный
интеллект
и
человек.
Стратегия
взаимодействия.
Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая
процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект –
помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает
хорошими знаниями и критическим мышлением. Степень ответственности тех, кто
обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День
защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает
сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации,
проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня
рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина:
смелость, героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория
развития страны. Почему для России важно осваивать Арктику? Артика – ресурсная
база России. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной
отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство
с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица,
мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся
женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в
России.
Развитие
массового
спорта
–
вклад в
благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ
жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни
современного человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека.
История и
традиции
Артека.
После
воссоединения
Крыма и Севастополя с
Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей,
работающих круглый год. Артек – пространство для творчества, саморазвития и
самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня
рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между
поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает
человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и
понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна великих
композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире. Произведения П.И.
Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая
и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими
природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю,
способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот
честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её историю и
культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять,
как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли.
Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных,
рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении
космического пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные
научные эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении
новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и
каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история
развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и
лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских
лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Медицина
государственной
России.
политики
Охрана
страны.
здоровья
граждан
Современные
России
поликлиники
–
и
приоритет
больницы.
Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины.
Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья
людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание,
требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу.
Волонтёры- медики. Преемственность поколений и профессия человека: семейные
династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека
и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и
настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить
пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться.
Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы –
священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой
Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей,
перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического прошлого,
которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций.
Детскиеобщественные организации разных поколений объединяли и объединяют
активных, целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций
находят друзей, вместе делают полезные дела
и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в общественном движении
детей и молодежи, знакомство с различными проектами.
Ценности,
которые
нас
объединяют.
Ценности
–
это
важнейшие
нравственныеориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные ценности
России, объединяющие всех граждан страны.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися
следующих
личностных,
образовательных результатов.
метапредметных
и
предметных
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
межличностныхотношений
правилах
в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность
к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; формирование ценностного отношения к достижениям своей
Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа; уважение к государственным символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых
норм
ответственность
пространства.
с
учётом
личности
в
осознания
условиях
последствий
поступков;
индивидуального
и
свобода
и
общественного
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства,
традициям
и
творчеству
своего
и
других
народов,
понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение
правилбезопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет- среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт
и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; формирование
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред;
готовность
направленности.
к
участию
в
практической
деятельности
экологической
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление
совершенствовать
благополучия.
пути
опыта,
наблюдений,
достижения
поступков и
индивидуального
и
стремление
коллективного
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной
среды:
освоение
обучающимися
социального
опыта,
основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также
в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды,
открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе развитие умения учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать
своё
развитие;
развитие
умений
анализировать
и
выявлять
взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения оценивать свои
действия с учётом влияния наокружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
сфере
овладения
познавательными
универсальными
учебными
действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной
задачи
и
заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления; находить
сходные
аргументы
(подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации, оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим
работником
систематизировать информацию.
В
сфере
овладения
или
сформулированным
коммуникативными
самостоятельно,
универсальными
учебными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в
соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных
и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и
высказывать
идеи,
нацеленные
на
решение
задачи
и
поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и
использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом
предпочтений
и
возможностей
всех
участников
взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою
часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать
качество
своего
вклада
сформулированным
в
общий
участниками
продукт
по
взаимодействия;
критериям,
сравнивать
самостоятельно
результаты
с
исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решений в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать
ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и
рефлексии;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям;
выявлять и анализировать причины эмоций, ставить себя на место другого человека,
понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на
ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; осознавать
невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной
речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание
устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных
впечатлений,
чтения
учебно-научной,
художественной
и
научно-популярной
литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными
видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и
ответов на них; подробная, сжатая и выборочная
передача
в
устной и
письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте, извлечение информации из
различных источников, её осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и её роли в формировании гражданственности и
укреплении
единства
многонационального
народа
Российской
патриотизма,
Федерации;
понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий
художественного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение
умениями
воспринимать,
анализировать,
интерпретировать
и
оценивать
прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных
произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных
смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя
подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умений
участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные
темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников
дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и
отличия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика:
освоение
и
соблюдение
требований
безопаснойэксплуатации технических средств
информационно-коммуникационных технологий; развитие
умения соблюдать сетевой
этикет,
информационной этики и права при работе с
базовые нормы
приложениями на любых
устройствахив сети Интернет, выбирать безопасныестратегии поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных стран и
народов с историческими периодами, событиями
региональной и мировой
истории, события истории родного края и истории России, определять современников
исторических событий, явлений, процессов; развитие умений выявлять особенности
развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
формирование умения рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах
истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках,
демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых
фактов, дат, исторических понятий; развитие умений выявлять существенные черты и
характерные признаки исторических событий, явлений, процессов, устанавливать
причинно-следственные, пространственные, временны́ е связи исторических событий,
явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь
(при
наличии)
с
важнейшими событиями XX – начала XXI вв.; формирование умения определять и
аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на
фактический материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение
опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного российского
общества:
гуманистических
взаимопонимания
между
и
демократических
народами,
историческому наследию народов России.
людьми
ценностей,
разных
идей
культур,
мира
уважения
и
к
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных
свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности
семьи как базового социального института, о характерных чертах общества, о
содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения,
о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической
сферах жизни общества, об основах конституционного строя и организации
государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина
Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего), о системе образования
в Российской Федерации, об основах государственной бюджетной и денежно-
кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования,
противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности
личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
развитие
умения
характеризовать
нравственные ценности (в том
традиционные
российские
духовно-
числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный
труд, служение Отечеству,
нормы
морали и нравственности, гуманизм,
милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство
народов России, преемственность истории нашей Родины); формирование умения
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность
людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной
жизни, их элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и
объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных
сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая
взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной
жизни, гражданина и государства, связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве; развитие умения использовать полученные
знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений,
процессов
социальной
действительности;
развитие
умений
с
опорой
на
обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё
отношение к явлениям, процессам социальной действительности; развивать умения
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о
моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным
опытом; развитие умений оценивать собственные поступки и поведение других
людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех
форм антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций
народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и
основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля,
в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской
Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития;
формирование умения устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми
географическими явлениями и процессами; развитие умения оценивать характер
взаимодействия деятельности человека и
компонентов
природы
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
в
разных
Тематическое планирование 5–7 и 8–9 классы (1 час в неделю в каждом
классе)
№
п/п
1
Темы занятий
Образ будущего.
Ко Дню знаний
Количество
часов
1
Основное содержание
Виды
деятельности
обучающихся
Иметь образ будущего – значит
Эвристическая
движения, позитивный образ
видеофрагментов,
иметь ориентир, направление
будущего задаёт жизни
определённость и наполняет её
смыслами.
Образ будущего страны – сильная
и независимая Россия. Будущее
страны зависит от каждого из нас
уже сейчас.
Образование – фундамент будущего.
Знания – это возможность найти своё
место в обществе и быть полезным
людям и стране.
Россия – страна возможностей,
где каждый может реализовать
свои способности и внести вклад
в будущее страны.
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
Электронные ресурсы
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности:
2
Век информации.
120 лет
1
Информационному
агентству России
патриотизм, созидательный труд
Информационное телеграфное
Эвристическая
это крупнейшее мировое агентство,
видеофрагментов,
агентство России (ИТАР-ТАСС) –
одна из самых цитируемых
ТАСС
новостных служб страны. Агентство
неоднократно меняло названия, но
всегда неизменными оставались его
государственный статус и функции –
быть источником достоверной
информации о России для всего
мира. В век информации крайне
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
важен навык критического
мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать
информацию, распознавать фейки
и не распространять их.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
3
Дорогами России
1
преемственность поколений
«Российские железные дороги» –
крупнейшая российская компания,
Эвристическая
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
с большой историей,
видеофрагментов,
и транспортные перевозки.
интерактивных
обеспечивающая пассажирские
выполнение
заданий, работа
Российские железные дороги
вносят огромный вклад
в совершенствование экономики
страны. Железнодорожный
транспорт – самый устойчивый
и надёжный для пассажиров:
в группах,
выполнение
творческих
заданий
всепогодный, безопасный
и круглогодичный.
Развитие транспортной сферы
стратегически важно для будущего
страны, а профессии в этих
направлениях очень перспективны
и востребованы.
Формирующиеся ценности:
коллективизм, патриотизм,
4
Путь зерна
1
единство народов России
Российское
сельское Эвристическая
хозяйство – ключевая отрасль беседа, просмотр
промышленности нашей страны,
главной задачей которой является
видеофрагментов,
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
производство продуктов питания.
Агропромышленный
России
миссию
выполняет
по
интерактивных
комплекс заданий, работа
важнейшую
в группах,
выполнение
обеспечению всех творческих
россиян продовольствием, а его
заданий
мощности
позволяют
обеспечивать
пшеницей
треть
всего населения планеты. Сельское
хозяйство - это отрасль, которая
объединила
в
себе
традиции
нашего народа с современными
технологиями:
информационными
цифровыми
Разноплановость
востребованность
роботами,
системами,
устройствами.
и
сельскохозяйственных профессий,
технологичность и экономическая
привлекательность
отрасли
(агрохолдинги,
фермерские
Формирующиеся
ценности:
хозяйства и т. п.).
созидательный труд
5
День учителя
1
Учитель – одна из важнейших
Эвристическая
учителя – социальное служение,
видеофрагментов,
в обществе профессий. Назначение
образование и воспитание
подрастающего поколения.
В разные исторические времена труд
учителя уважаем, социально значим,
оказывает влияние на развитие
образования членов общества.
Учитель – советчик, помощник,
участник познавательной
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
деятельности школьников.
Формирующиеся ценности:
6
Легенды о России
1
патриотизм, гражданственность
Любовь к Родине, патриотизм –
Эвристическая
истории страны, историческая
видеофрагментов,
качества гражданина России. Знание
правда, сохранение исторической
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
памяти – основа мировоззренческого
заданий, работа
Попытки исказить роль России
выполнение
суверенитета страны.
в мировой истории – одна
из стратегий информационной войны
против нашей страны.
7
Что значит быть
взрослым?
1
Формирующиеся ценности:
патриотизм
в группах,
творческих
заданий
Быть взрослым – это нести
Эвристическая
близких и свою страну.
видеофрагментов,
ответственность за себя, своих
Активная жизненная позиция,
созидательный подход к жизни,
умение принимать решения
и осознавать их значение, жить
в соответствии с духовно-
нравственными ценностями
общества – основа взрослого
человека. Финансовая
самостоятельность
и финансовая грамотность.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
8
Как создать крепкую
семью. День отца
1
Семья как ценность для каждого
Эвристическая
для построения крепкой семьи
видеофрагментов,
гражданина страны. Знания и навыки
в будущем. Почему важна крепкая
семья?
Преемственность поколений:
семейные ценности и традиции
(любовь, взаимопонимание, участие
в семейном хозяйстве, воспитании
детей).
Память о предшествующих
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
поколениях семьи. Особое
отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам,
забота о них.
9
Гостеприимная
Россия. Ко Дню
народного единства
1
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
Гостеприимство – качество,
Эвристическая
Семейные традиции встречи гостей,
видеофрагментов,
объединяющее все народы России.
кулинарные традиции народов
России.
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
Путешествие по России – это
заданий, работа
и традициями разных народов.
выполнение
знакомство с культурой, историей
Гастрономический туризм – это вид
путешествий, основой которого
являются поездки туристов по стране
в группах,
творческих
заданий
с целью знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных
традиций.
Формирующиеся ценности:
единство народов России, крепкая
10
Твой вклад в общее
дело
1
семья
Уплата налогов – это коллективная
Эвристическая
гражданина в благополучие
видеофрагментов,
и личная ответственность, вклад
государства и общества.
Ни одно государство не может
обойтись без налогов, это основа
бюджета страны, основной источник
дохода.
Своим небольшим вкладом мы
создаём будущее страны,
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
процветание России. Каким будет
мой личный вклад в общее дело?
Формирующиеся ценности:
гражданственность, взаимопомощь
и взаимоуважение, единство
11
С заботой к себе
и окружающим
1
народов России
Доброта и забота – качества
Эвристическая
оказывать помощь и поддержку,
видеофрагментов,
настоящего человека, способного
проявлять милосердие. Добрые дела
граждан России:
благотворительность
и пожертвование как проявление
добрых чувств и заботы
об окружающих.
Здоровый образ жизни как забота
о себе и об окружающих.
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимопомощь, взаимоуважение,
12
День матери
1
коллективизм
Мать, мама – главные в жизни
Эвристическая
в доме, хранительница семейного
видеофрагментов,
человека слова. Мать – хозяйка
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
очага, воспитательница детей.
выполнение
«Родины–матери».
заданий, работа
У России женское лицо, образ
Материнство – это счастье
и ответственность. Многодетные
матери: примеры из истории
и современной жизни.
«Мать-героиня» – высшее звание
Российской Федерации.
интерактивных
в группах,
выполнение
творческих
заданий
Материнство как особая миссия.
Роль материнства в будущем страны.
Защита материнства
на государственном уровне.
Формирующиеся ценности: крепкая
13
Миссия-милосердие
(ко Дню волонтёра)
1
семья
Кто такой волонтёр? Деятельность
Эвристическая
в военное и мирное время: примеры
видеофрагментов,
волонтёров как социальное служение
из истории и современной жизни.
Милосердие и забота – качества
волонтёров.
Направления волонтёрской
деятельности: экологическое,
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
социальное, медицинское,
цифровое и т. д.
Формирующиеся ценности:
творческих
заданий
милосердие, взаимопомощь и
14
День Героев
Отечества
1
взаимоуважение
Герои Отечества – это
Эвристическая
люди, которые любят свою Родину
видеофрагментов,
самоотверженные и мужественные
и трудятся во благо Отчизны.
Качества героя – человека, ценою
собственной жизни и здоровья
спасающего других: смелость
и отвага, самопожертвование
и ответственность за судьбу других.
Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость,
решительность, стремление прийти
на помощь.
Участники СВО – защитники
будущего нашей страны.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
15
Как пишут законы?
1
Для чего нужны законы? Как
Эвристическая
от древних времён до наших дней.
видеофрагментов,
менялся свод российских законов
Законодательная власть в России.
От инициативы людей до закона: как
появляется закон? Работа депутатов:
от проблемы – к решению
(позитивные примеры). Участие
молодёжи в законотворческом
процессе.
Формирующиеся ценности: жизнь и
16
Одна страна –
одни традиции
1
достоинство
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
Новогодние традиции,
Эвристическая
Новый год – любимый семейный
видеофрагментов,
объединяющие все народы России.
праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России.
Участие детей в подготовке
и встрече Нового года. Подарки
https://razgovor.edsoo.ru
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
и пожелания на Новый год. История
создания новогодних игрушек.
О чём люди мечтают в Новый год.
творческих
заданий
Формирующиеся ценности: крепкая
17
День российской
печати
1
семья, единство народов России
Праздник посвящён работникам
Эвристическая
журналистам, издателям,
видеофрагментов,
печати, в том числе редакторам,
корректорам, – всем, кто в той
или иной степени связан с печатью.
Российские традиции издательского
дела, история праздника.
Информационные источники
формируют общественное мнение.
Профессиональная этика
журналиста.
Издание печатных средств
информации – коллективный труд
людей многих профессий.
Зачем нужны школьные газеты?
Школьные средства массовой
информации.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, гуманизм
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
18
День студента
1
День российского студенчества:
Эвристическая
История основания Московского
видеофрагментов,
история праздника и его традиции.
государственного университета
имени М.В. Ломоносова.
Студенческие годы – это путь
к овладению профессией,
возможность для творчества
и самореализации.
Перспективы получения высшего
образования. Как сделать выбор?
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
Студенчество и технологический
прорыв.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству и
ответственность за его судьбу,
19
БРИКС (тема
о международных
отношениях)
1
коллективизм
Роль нашей страны в современном
Эвристическая
многополярности мира. Единство
видеофрагментов,
мире. БРИКС – символ
и многообразие стран БРИКС.
беседа, просмотр
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
Взаимная поддержка помогает
интерактивных
и экономику, обмениваться знаниями
в группах,
государствам развивать торговлю
и опытом в различных сферах жизни
общества. Россия успешно развивает
контакты с широким кругом
союзников и партнёров.
заданий, работа
выполнение
творческих
заданий
Значение российской культуры
для всего мира.
Формирующиеся ценности:
20
Бизнес
и технологическое
предпринимательство
1
многонациональное единство
Экономика: от структуры хозяйства
Эвристическая
Что сегодня делается для успешного
видеофрагментов,
к управленческим решениям.
развития экономики России?
Цифровая экономика – это
деятельность, в основе которой
лежит работа с цифровыми
технологиями. Какое значение имеет
использование цифровой экономики
для развития страны? Механизмы
цифровой экономики.
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Технологическое
предпринимательство как особая
сфера бизнеса. Значимость
технологического
предпринимательства для будущего
страны и её технологического
суверенитета.
21
Искусственный
интеллект и человек.
Стратегия
взаимодействия
1
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
Искусственный интеллект –
Эвристическая
оптимизирующая процессы
видеофрагментов,
стратегическая отрасль в России,
и повышающая эффективность
производства. Искусственный
интеллект – помощник человека.
ИИ помогает только при условии,
если сам человек обладает хорошими
знаниями и критическим
мышлением.
Степень ответственности тех, кто
обучает ИИ.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, высокие нравственные
идеалы
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
22
Что значит служить
Отечеству? 280 лет
1
со дня рождения
Ф. Ушакова
День защитника Отечества:
Эвристическая
военного: кто её выбирает сегодня.
видеофрагментов,
исторические традиции. Профессия
Защита Отечества – обязанность
гражданина Российской Федерации,
проявление любви к родной земле,
Родине. Честь и воинский долг.
280-летие со дня рождения великого
русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
Качества российского воина:
смелость, героизм,
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
самопожертвование.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
23
Арктика – территория
развития
1
ответственность за его судьбу
Арктика – стратегическая
Эвристическая
Почему для России важно осваивать
видеофрагментов,
территория развития страны.
Арктику? Артика – ресурсная база
России.
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
Российские исследователи Арктики.
заданий, работа
отрасли. Атомный ледокольный
выполнение
Россия – мировой лидер атомной
флот, развитие Северного морского
пути.
Знакомство с проектами развития
в группах,
творческих
заданий
Арктики.
24
Международный
женский день
1
Формирующиеся ценности:
патриотизм
Международный женский день –
Эвристическая
к женщине.
видеофрагментов,
праздник благодарности и любви
Женщина в современном обществе –
труженица, мать, воспитатель детей.
Великие женщины в истории России.
Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
25
Массовый спорт
в России
1
материальным
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
Развитие массового спорта – вклад
Эвристическая
будущие поколения страны.
видеофрагментов,
в благополучие и здоровье нации,
https://razgovor.edsoo.ru
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
Здоровый образ жизни, забота
выполнение
важнейшая часть жизни
заданий, работа
о собственном здоровье, спорт как
современного человека. Условия
развития массового спорта в России.
Формирующиеся ценности: жизнь
26
День воссоединения
Крыма и Севастополя
1
с Россией. 100-летие
История и традиции Артека. После
воссоединения Крыма и Севастополя
с Россией Артек – это уникальный
и современный комплекс
Артека
из 9 лагерей, работающих круглый
год. Артек – пространство
для творчества, саморазвития
и самореализации.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
27
Служение
творчеством. Зачем
людям искусство?
185 лет со дня
1
преемственность поколений
интерактивных
в группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
Искусство – это способ общения
Эвристическая
и народами. Роль музыки в жизни
видеофрагментов,
и диалога между поколениями
человека: музыка сопровождает
человека с рождения до конца
https://razgovor.edsoo.ru
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
рождения
П. И. Чайковского
жизни. Способность слушать,
заданий, работа
Россия – страна с богатым
выполнение
воспринимать и понимать музыку.
культурным наследием, страна
великих композиторов, писателей,
художников, признанных
в группах,
творческих
заданий
во всём мире. Произведения
П.И. Чайковского, служение своей
стране творчеством.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
28
Моя малая Родина
(региональный
и местный
компонент)
1
материальным
Россия – великая и уникальная
Эвристическая
прекрасен и неповторим своими
видеофрагментов,
страна, каждый из её регионов
природными, экономическими
и другими ресурсами.
Любовь к родному краю,
способность любоваться
природой и беречь её – часть любви
к Отчизне. Патриот честно трудится,
заботится о процветании своей
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
страны, уважает её историю
и культуру.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, приоритет духовного
29
Герои космической
отрасли
1
над материальным
Исследования космоса помогают
Эвристическая
Вселенная. Россия – лидер
видеофрагментов,
нам понять, как возникла наша
в развитии космической
отрасли.
Полёты в космос – это результат
огромного труда большого
коллектива учёных, рабочих,
космонавтов, которые обеспечили
первенство нашей Родины
в освоении космического
пространства.
В условиях невесомости космонавты
проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет
российской науке продвигаться
в освоении новых материалов
и создании новых технологий.
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности:
30
Гражданская авиация
России
1
патриотизм, служение Отечеству
Значение авиации для жизни
Эвристическая
Как мечта летать изменила жизнь
видеофрагментов,
общества и каждого человека.
человека.
Легендарная история развития
российской гражданской авиации.
Героизм конструкторов, инженеров
и лётчиков-испытателей первых
российских самолётов.
Мировые рекорды российских
лётчиков. Современное
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
авиастроение. Профессии, связанные
с авиацией.
Формирующиеся ценности:
31
Медицина России
1
служение Отечеству
Охрана здоровья граждан России –
Эвристическая
политики страны. Современные
видеофрагментов,
приоритет государственной
поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины.
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
заданий, работа
https://razgovor.edsoo.ru
Технологии будущего в области
в группах,
Профессия врача играет ключевую
творческих
медицины.
роль в поддержании и улучшении
здоровья людей и их уровня жизни.
выполнение
заданий
Врач – не просто профессия, это
настоящее призвание, требующее
не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу.
Волонтёры-медики.
Преемственность поколений
и профессия человека: семейные
династии врачей России.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений,
32
Что такое успех?
(ко Дню труда)
1
милосердие
Труд – основа жизни человека
Эвристическая
Человек должен иметь знания
видеофрагментов,
и развития общества.
и умения, быть терпеливым
и настойчивым, не бояться
трудностей (труд и трудно –
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
заданий, работа
https://razgovor.edsoo.ru
однокоренные слова), находить пути
в группах,
долгосрочного успеха, нужно много
творческих
их преодоления. Чтобы добиться
трудиться.
Профессии будущего: что будет
выполнение
заданий
нужно стране, когда я вырасту?
Формирующиеся ценности:
33
80-летие Победы
в Великой
Отечественной войне
1
созидательный труд
День Победы – священная дата,
Эвристическая
от поколения к поколению.
видеофрагментов,
память о которой передаётся
Историческая память: память
о подвиге нашего народа в годы
Великой Отечественной войны.
Важно помнить нашу историю
и чтить память всех людей,
перенёсших тяготы войны.
Бессмертный полк. Страницы
героического прошлого, которые
нельзя забывать.
Формирующиеся ценности:
единство народов России,
историческая память и
преемственность поколений
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
34
Жизнь в Движении
1
19 мая – День детских общественных
Эвристическая
организации разных поколений
видеофрагментов,
организаций. Детские общественные
объединяли и объединяют активных,
целеустремлённых ребят. Участники
детских общественных организаций
находят друзей, вместе делают
полезные дела и ощущают себя
частью большого коллектива.
Участие в общественном движении
детей и молодежи, знакомство
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
с различными проектами.
Формирующиеся ценности: дружба,
35
Ценности, которые
нас объединяют
1
коллективизм
Ценности – это важнейшие
Эвристическая
для человека и общества. Духовно-
видеофрагментов,
нравственные ориентиры
нравственные ценности России,
объединяющие всех граждан страны.
беседа, просмотр
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
Формирующиеся ценности:
выполнение
нравственные ценности
заданий
традиционные российские духовно-
творческих
https://razgovor.edsoo.ru
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
35
Оценочные и методические материалы
Программа не содержит оценочных материалов, так как программа оценку не предусматривает.
Учебно – методический комплекс
Для реализации данной программы имеются необходимые условия:
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоролики, - аудиофайлы с записью песен (представлены в дополнительных материалах https://razgovor.edsoo.ru/),
- распечатанные тексты из книг (представлены в дополнительных материалах https://razgovor.edsoo.ru/)»,
- комплект интерактивных заданий.
Электронные образовательные ресурсы
https://razgovor.edsoo.ru
ЦОС Моя школа https://myschool.edu.ru/